Привлекательность порядочной женщины кажется не вполне законченной. А вот порок манит магнитом красоты и альфа-самца, и случайного прохожего...
Выходит, порочная красота идеальна? Чарующей, идеально прекрасной, на первый взгляд, кажется двухчасовая саундрама «Демон». А поставил ее по мотивам произведений Михаила Лермонтова «Демон» и «Герой нашего времени» на сцене Государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова (Бишкек, Кыргызстан) режиссер Владимир Панков. Магия лермонтовской поэзии умножена режиссерским талантом и синергией игры актерской труппы, работой художников, декораторов, осветителей. Плюс к этому — народный эпос «Манас» и этническая музыка. Зритель заворожен волшебным действом — только и успевает переключать внимание с одного акцента на другой!
Признаюсь, давно не приходилось видеть одномоментной работы актеров сразу на нескольких планах. Вот на переднем — то ли Тамара, то ли Бэла, то ли Демон, то ли Печорин выясняют отношения. А на заднем некто «умерший жених», превратившийся в ангела с огромными белыми крылами, бьет в огромные (африканские?) барабаны вместе то ли с Азаматом, то ли с Казбичем. Справа Манасчы (сказитель) читает эпические сказания на кыргызском (на боковом экране идет перевод). Слева бегает с ведром воды мать Тамары — у воды своя магическая роль... А тут еще то там, то тут врываются на гору и стреляют русские офицеры, бегает горюющий отец героини…
Короче, «все смешалось в доме Облонских». Но притягивает зрителя магнитом. В результате, как в игре хорошего оркестра, получается великолепное драматургическое произведение. Наполненное музыкой, мелодичным речитативом Манаса. И смыслом. Понять его — задача для зрителя, скажу я вам, непростая, но занимательная. Два часа постановки пролетают как один миг...
Однако катарсиса не получается! А все потому, что негативное впечатление от талантливой, в принципе, театральной работы рождает факт передачи Демоном ненавистного Тамаре креста, который для христиан является символом веры. И ее ненависть к дару Демона. И бросание его об землю. И хождение артистов по сцене с по-гоголевски ужасными ликами икон... Такие «смелые» штрихи коробят!
Стоит ли путать российский царизм с православием? Видимо, изучив Коран, о чем в одном из своих интервью говорил режиссер, он забыл изучить азы другой, православной, веры! «Когда ты знаешь свои исконные традиции и бережно к ним относишься, то у тебя есть все шансы бережно относиться и к чужим традициям», — утверждал режиссер с русской фамилией. А делал-то иначе!
N.B. «Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость; сквозная резьба его, покрытая золотом, еще блестела одними только искрами. Позолота в одном месте опала, в другом вовсе почернела; лики святых совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно...» (Н.В. Гоголь, «Вий»)