Не так давно была на небольшой мебельной фабрике на Витебщине. Там делают стильную и, скажем так, недешевую мягкую мебель. «Эти миленькие диванчики, наверное, покупают только минчане, шахтеры
и нефтепереработчики?» — намекая на цены, спросила я владельца фирмы. «А вот и нет, — ответил бизнесмен. — Основные поставки идут в Брест и Гродно!».
Страна №1 — Беларусь
А ведь ни Брестская, ни Гродненская области не имеют прибыльных промышленных гигантов, но живут веселее других регионов, что заметно по ухоженным домикам деревень и городов этих двух граничащих с ЕС областей. Можно, конечно, сказать, что, в этой части Беларуси живут более трудолюбивые люди. Отчасти это так. Однако не секрет, что не только бизнес западной Беларуси, но и индивидуальные предприниматели, да и простые граждане, серьезно сориентированы на сотрудничество с соседней Польшей. Результат — налицо: в этих двух областях образовано несколько успешных совместных с поляками бизнесов. В стране создано более 300 предприятий с польским капиталом. Основная их часть — в Брестской и Гродненской областях.
Кстати, и для поляков мы не чужие. К примеру, когда недавно польским предпринимателям предложили назвать страну №1, наиболее выгодную для сотрудничества, большинство сказали: Беларусь!
Этот факт привел на пресс-конференции, которая была проведена Минским отделением БелТПП по программе «Вкусы Европы. Качество и традиция», нацеленной на популяризацию европейских (польских) продуктов питания и финансируемой ЕС и Польшей, госсекретарь Министерства сельского хозяйства и развития села Польши Рышард Заруцки.
Господин Заруцки отметил, что осень-2016 проходит под знаком активизации сотрудничества Польши и Беларуси как на государственном, так и на деловом уровнях. Недавно нашу республику посетил заместитель председателя Совета министров, министр развития и финансов Польши Матеуш Моравецки. «Десант» десятков представителей польских деловых кругов собрали экономический форум «Добрососедство» и выставка «Продэкспо».
Госсекретарь польского Минсельхозпрода отметил огромные возможности сотрудничества Беларуси и Польши в сельском хозяйстве. И успешными в этом деле являются два направления деятельности: инвестиции и торговля. Об этом представители польского Минсельхозпрода нашли место поговорить со своими белорусским коллегами даже на международной выставке в Шанхае, подчеркнул Рышард Заруцки.
Десять лет вертикального взлета
Польша вышла на лидерские позиции в Евросоюзе по экспорту яблок, шампиньонов, мяса птиц. Только в 2015 году было продано за рубеж 1,125 млрд голов польской птицы — кур,индеек, уток и проч.! Республика Польша — лидер ЕС по экспорту чая, который, справедливости ради нужно заметить, она не выращивает. Но ведь экспортирует! Талант поляков в торговле выше всяких похвал.
А ведь чуть более 10 лет назад я в группе журналистов, знакомящихся с туристическими достопримечательностями Польши и, в частности, самобытными агроусадьбами, пришла в ужас от пустующих коровников, брошенных, незасеянных полей и дивились выстроенными вдоль дорог сборочными производствами яхт и лодок.
Тогда крестьянам только что вступившей в ЕС Польши, не занимающимся традиционным ведением хозяйства на селе, даже приплачивали за «простой». «Ну вот, разорили экономику еще одной страны! — рассуждали мы тогда. — Будут в Польшу немецкие бюргеры ездить в качестве туристов. А почему бы и нет — природой Бог поляков, как и нас, не обидел!»
И вот польский крестьянин снова на высоте. Это я заметила, бывая в магазинах приграничного Белостока. А теперь, когда российские санкции затормозили польский экспорт на восток, Польша готова инвестировать в наше сельское хозяйство и переработку! Как говорится, не бывает худа без добра.
Дорога с двусторонним движением
Польский крестьянин и предприимчивый переработчик сельхозпродукции готовы научить хозяйствовать белорусов! Об этом в унисон говорили журналистам и г-н Заруцки и координатор программы «Вкусы Европы» Петр Земан.
«Польша благодаря членству в Европейском союзе получила доступ к более эффективным современным технологиям производства. Мы готовы поделиться своим опытом с партнерами из Беларуси и еще больше укреплять сотрудничество в сфере сельского хозяйства», — сказал на пресс-конференции и Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Беларуси Конрад Павлик.
Охотно верим, что польское сельское хозяйство вновь возродилось, как птица феникс. Что местные крестьяне не утратили традиции за прошедшие 10 лет. И здорово выросли технологически, инвестиционно, сохраняя при этом качество. Польская делегация даже привезла в Минск своих поваров, чтобы доказать белорусам: поляки не забыли традиционных рецептов и высоких стандартов.
Инвестиционное сотрудничество с поляками, приход их со своими технологиями и оборудованием на белорусский рынок сельхозпереработки, безусловно, удешевит производство и повысит ценовую привлекательность мясных деликатесов, колбас, молочных продуктов, фруктовых и ягодных соков и плодоовощных консервов.
Главное, чтобы выгода была и для белорусского крестьянина и переработчика, а произведенное по большей части шло за рубеж. В частности, польский производитель, работая в Беларуси, будет иметь возможность выхода на 170-миллионный рынок потребителей Евразийского экономического союза.
Мы же, сотрудничая с Польшей, рассчитываем выйти на огромный рынок ЕС с 500 миллионами потребителей. Как сообщил Конрад Павлик, сегодня польские производители активно экспортируют на рынки США, Японии, Ближнего Востока. Это дело, если сотрудничество с поляками поможет нам попасть и укрепиться и на этих остро конкурентных рынках.
Однако чтобы польские инвестиции активнее потекли в Беларусь, наши западные соседи, как сказал г-н Заруцки, «ожидают снятия барьеров на пути польской продукции на белорусский рынок».
Здесь также важно соблюсти баланс, защитить свой рынок. Тут мы рассчитываем на содействие Польши в получении «пропуска» на рынок ЕС белорусских продуктов питания. Взаимовыгодная торговля — дорога с двусторонним движением.
В случае успеха взаимный товарооборот Беларуси и Польши станет больше. Пока же в 2015 году он составил 1,4 млрд USD.
Но и мы не лыком шиты!
Белорусские крестьяне и переработчики по части технологий и разных агропромышленных секретиков могли бы поделиться с соседями. Часто бывая в лучших хозяйствах страны и на предприятиях, производящих продукты питания, я воочию в этом убедилась. Это подтверждает и спрос на белорусские продукты питания за рубежом.
Наша страна по итогам 2015 года заняла третье место среди мировых экспортеров масла, сместив с него США. В республике объем производства молока на душу населения в 2,7 раза превышает его потребление и составляет 253 кг на человека в год. В уходящем году наша страна укрепилась в списке мировых экспортеров молочной продукции. Правда, из-за дороговизны кредитных ресурсов мы проигрываем польскому производителю в цене.
Сегодня белорусы по качеству производимых продуктов питания вполне могли бы составить конкуренцию полякам. Об этом напомнил нашим польским партнерам заместитель министра сельского хозяйства Владимир Гракун. Он отметил, что белорусские хозяйства и переработчики достигли хороших результатов в сельском хозяйстве и выразил признательность польской делегации за приглашение к взаимовыгодному сотрудничеству. Живя по правилам добрососедства, мы можем быть полезными друг другу.