Так уж повелось: в суете дней мы забываем, что счастье — в мелочах. Однако есть люди, которым эта истина хорошо знакома. Тем, кто ежедневно борется за каждое сказанное слово, легкое движение, услышанный звук и увиденный образ. Наш материал о жизни детей с особенностями психофизического развития, их родителях и педагогах. Не терять надежду и веру в свои силы, совместно совершать настоящие подвиги им помогают учреждения специального образования. Мы расскажем о жизни одного из них — Вилейском районном центре коррекционно-развиващего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). К слову, подобных учреждений на Минщине — 24.
Приглашая нас войти в центр, директор Светлана Клемячиц вспоминает мудрую мысль Ролана Быкова: дети — это те же взрослые, только немного лучше. Поэтому одиннадцать воспитанников учреждения специального образования особенны вдвойне, ведь они всегда живут в мире детства — мире искренности и чистоты.
Центр коррекционно-развиващего обучения и реабилитации находится в здании Дошкольного центра развития ребенка. Ежедневное общение с дошкольниками помогает детям с особенностями познавать мир вокруг, учиться навыкам коммуникации, чувствовать все краски жизни. Воспитанники двух учреждений ходят на совместные прогулки, посещают общий бассейн, выезжают в театр, конноспортивный комплекс, цирк, на различные экскурсии, создают захватывающие представления, спектакли и сказки.
Но самое главное — они принимают друг друга такими, какие есть. Безотносительно того, что большинство воспитанников ЦКРОиР из-за речевых нарушений не могут разговаривать со своими друзьями-соседями. Теплые и доверительные отношения позволяют им все понимать без слов. Постоянный контакт с обычными ребятами — вот ключ к успешной социализации детей-инвалидов.
— Если бы наш центр располагался особняком, то уверена, что такого результата в обучении и коррекции детей мы бы не достигли, — считает Светлана Святославовна.
В ЦКРОиР не только заботятся о развитии воспитанников, но и проводят диагностику детей Вилейского района в возрасте от 0 до 18 лет, координируют деятельность специального образования, а также занимаются ведением банка данных детей с различными психофизическими особенностями. На 15 сентября 2016 года в Вилейском районе их количество превысило 660...
Ребята с самыми тяжелыми нарушениями обучаются в центре. Возраст учащихся ЦКРОиР — от 6 до 15 лет. Все они имеют различные диагнозы: аутистического спектра, детский церебральный паралич, синдром Дауна, нарушения слуха. Вместе с родителями и педагогами они всеми силами стремятся к успехам, которых приходится достигать годами. Но от этого они еще ценнее.
Кто-то за несколько лет обучения научился писать и читать, другой — держать в руках столовые приборы, третий — улыбаться, когда этого просит душа. Победы у всех разные, но объединяет их безмерное счастье за каждое случившееся чудо.
— Егор у нас обучается с 4 лет, а скоро ему исполнится 14, — поделилась руководитель. — Когда он только к нам пришел, то не говорил ни слова, постоянно забирался под кровать — и наша учитель-дефектолог Ольга Ардяко вместе с ним проводила там занятия и игры. Сейчас Егор говорит, читает, считает. Пусть на своем уровне, но он это делает!
У каждого воспитанника — своя история и коррекционно-развивающая программа. В центре функционируют кабинеты ранней комплексной помощи, диагностической работы, два учебных класса, ресурсный кабинет и т.д. Кроме того, есть возможность использовать помещения Дошкольного центра развития ребенка: театральную студию, музыкальный, спортивный зал и другое. Сделано многое для создания безбарьерной среды: вход в ЦКРОиР оборудован пандусом, а для того, чтобы ребята самостоятельно передвигались, в санузле и на коридоре установлены поручни.
Педагоги — вторые мамы для этих одиннадцати борцов, а порой и для их родителей. Помимо консультирования для мам и пап здесь нередко проводят тренинги, спортивно-развлекательные мероприятия, собрания, День семьи, который стал уже традиционным. У родителей есть возможность провести свой мастер-класс. Каждый день психологи, воспитатели, учителя-дефектологи и другие специалисты центра в тандеме с ребенком преодолевают его трудности, радуются настоящему, вдохновляют родителей на дальнейшие подвиги.
— Самое главное для нас, специалистов центра, чтобы мамы и папы не замыкались, а чувствовали, что они действительно в этой жизни значат многое. Тогда у них вырастают крылья для новых побед, — отмечает учитель-дефектолог Ольга Ардяко.
Особенности в развитии — творчеству ничуть не помеха. Так, за авторский спектакль «Обыкновенное чудо» на фестивале «Вясёлкавы карагод» ребята и педагоги ЦКРОиР отмечены дипломом. Постановка рассказывала зрителям о маленьком наследнике короля и королевы, который с рождения ничего не слышал. Так сделал злой волшебник. И вот однажды мальчик увидел плачущую девочку и вдруг догадался, что она не может перейти через дорогу. Он помог ей — и оба ребенка были очень рады новой дружбе, а волшебник превратился в доброго старичка, который забыл, что был когда-то злым и подлым. Вот такое оно — обыкновенное чудо: в добром и простом. Каждый воспитанник центра приложил свою руку к созданию представления, а главную роль сыграл Тихон, который действительно ничего не слышит. Но зато все чувствует.
По пятницам, после уроков, в ЦКРОиР уже третий год подряд всегда ждут гостей — волонтеров из Вилейской гимназии №2. Так как педагоги и воспитанники центра всегда гостеприимны, то встречать гостей с пустыми руками — не в их правилах. Поэтому в последний будний день недели они готовят что-нибудь вкусненькое: на этот раз ароматное печенье в шоколадной глазури.
Перед тем, как приступить к чаепитию за круглым столом, волонтеры и воспитанники центра мастерили разноцветные подарочные коробочки, в которых — сюрприз — печенье для мамы и папы.
Как говорит классный руководитель юных волонтеров Оксана Павловская, за два года такой дружбы гимназисты сплотились, стали спокойнее, добрее, перестали осуждать и высмеивать других, напротив, пришли к глубокому пониманию характеров и потребностей тех, кто рядом.
В центре детей подвозят к месту учебы, для этого был модернизирован школьный автобус: сделали подъемник для колясок, заказали специальные сиденья с ремнями безопасности. Особую благодарность за это родители высказывают в адрес начальника отдела образования, спорта и туризма Вилейского райисполкома А.Ч. Пуцейко.
...14-летнюю Дианку к автобусу везет мама. После долгой депрессии, вызванной диагнозом дочери, — ДЦП — и распада семьи Анастасия нашла верного спутника жизни, родила еще двоих здоровых и крепких сыновей.
— Знаете, наверное, правильно говорят: «Насколько любишь жизнь, настолько судьба посчитала зубы». В свое время у меня было два варианта: или я замыкаюсь, или борюсь. Решила, что хочу жить, — говорит Анастасия.
Педагоги, дети и их родители замечают даже самые небольшие успехи в борьбе за полноценную жизнь, невзирая порой на неудачи, на ненужную жалость или смущение общественности.
...Автобус со старой еще надписью «Школьный» завелся. На прощание дети радостно машут нам руками. И никакие слегка обветренные пылью автобусные окна не могли скрыть их счастливых улыбок.
Виктория ГОМЗА.
Фото Юлии ДЕДКОВОЙ
Во время первой волны коронавируса все страны ЕС, за исключением Швеции, закрылись на карантин. А что происходит в этих государствах во вторую волну?