Жильцы столичного дома на проспекте Победителей, 125 с опаской поглядывают на лифты в своих подъездах. Причиной беспокойства стал инцидент, произошедший 15 сентября в четвертом подъезде этого дома: аварийная служба около двух часов дня зафиксировала сигнал из застрявшего лифта. Казалось бы, довольно знакомая ситуация: многие из жильцов, пользующихся лифтами в своих многоэтажках, бывали в таких обстоятельствах, а специалисты аварийных служб всегда старались оперативно освобождать застрявших из плена. Что же произошло на этот раз? Мнения кардинально разделились, звучали даже предположения о том, что лифт находился какое-то время в свободном падении в шахте. Корреспондент «7 дней» попытался разобраться в этой ситуации, восстановив
хронологию событий из независимых друг от друга источников информации.
Жильцы
Рассказывает Елена, жительница дома:
— Пятнадцатого сентября, в обеденное время, около 14:00, лифт, в котором находились мой муж, сын и его друг, спускался с 13-го этажа. В районе 1–2 этажа лифт дернулся: у пассажиров было ощущение, что он пролетел какое-то расстояние и на что-то приземлился, как потом сказали — на какие-то защитные устройства. Но, как говорил муж, возникло чувство, что лифт оборвался. Аварийную службу ждали 40 минут. В течение этого времени попытались самостоятельно открыть двери лифта, но, увидев бетонную стену, поняли, что остановились где-то на цокольном этаже. Когда пришел мастер, он вручную, какими-то тросами, освободил людей.
Должна сказать, что этот лифт постоянно у нас ломается: при эксплуатации он весь трясется, слышится скрежет, ощущаются какие-то удары — как будто он за что-то цепляется. У нас два лифта в подъезде: один из них маленький, пассажирский, и второй (о котором идет речь — Прим. авт.), хотя по документам тоже пассажирский, но по размерам выглядит как грузовой. Понятно, что на нем все возят стройматериалы и другие тяжести, и специалисты обслуживающей организации «Беллифт» делали жильцам нашего дома замечания, что мы его неправильно эксплуатируем, размещаем в лифте грузы неравномерно. А как это контролировать? Да и в эксплуатации этот лифт всего лишь год, и мы не единственный дом, в котором делают ремонты и возят в лифтах грузы!
Компания «Беллифт», конечно же, провела проверку сломавшегося лифта. Для них это просто штатная ситуация: требуется определенный ремонт и замена отдельных деталей лифта, а для обычного пользователя — сильнейший стресс. Хочется просто заходить в кабинку и не задумываться о том, что тебя ждет, а рассказы о необходимости ремонта мало утешают. Жильцам нашего дома все равно, что там полетело: подшипник или что-то еще, для нас главное — безопасность.
Подчеркиваю: проблема с лифтом существует не только в нашем подъезде, жильцы соседних подъездов жалуются тоже.
Товарищество собственников
Свое мнение высказывает Елена, исполняющая обязанности председателя товарищества:
— У нас новый дом, которому 28 августа исполнилось 2 года. Гарантия на лифтовое оборудование закончилась. В доме 5 подъездов, 9 лифтов, из которых эксплуатируется только 5 — таково решение правления товарищества в связи с низкой степенью заселенности дома. На мой взгляд, есть несколько факторов, влияющих на работу лифтов. Первый — состояние оборудования оставляет желать лучшего, я имею все основания утверждать, что качество изготовления лифтов значительно ухудшилось. Второй — техническое обслуживание. У нас сегодня существует государственная монополия на обслуживание. Расценки на их услуги умеренными не назовешь: а с кем конкурировать-то? У нас дотаций никаких нет, мы на 100% оплачиваем все счета. Раз в год все оборудование проходит техобслуживание, в июне проводилось последнее. Нам принесли акт на 17 миллионов рублей (неденоминированных — Прим. авт.), который мы не подписали. В ответ направили рекламацию с нареканиями пользователей, которая была принята обслуживающей организацией к исполнению. А к лифту в 4-м подъезде, с которым произошел инцидент, всегда были претензии, жильцы жаловались, что его постоянно трясет при движении. После предъявления рекламации все неполадки были устранены, в июне мы заплатили требуемую сумму за годовое техобслуживание. И вот, пожалуйста… На самом деле, это уже второй случай за 10 дней. Считаю, что здесь хромает качество обслуживания: можно сколько угодно обвинять пользователей в том, что они возят стройматериалы в лифтах, но, согласитесь, это делается во всех новостройках, а такое количество претензий к работе лифтов есть только у нас!
Обслуживающая организация
Олег Дубовец, заместитель главного инженера ОАО «Беллифт»:
— Да, действительно, лифт застрял: он сел на «ловители». Никакого падения лифта не было и быть не могло по конструктивным особенностям оборудования. Прибывшие механики освободили находившихся в лифте людей, никакой угрозы их безопасности и тем более жизни не было. По поводу работы лифтов конкретно в четвертом подъезде этого дома скажу следующее. До случая, получившего такую широкую огласку, решением правления товарищества собственников в подъезде был включен для работы только один лифт, на котором активно ездили не только жильцы дома, но и перевозились различные грузы, стройматериалы: дом новый. Согласно анализу сбоев и неполадок, установленные лифты в доме работают не хуже, чем должны работать. Да, случаются остановки, но это связано не с качеством изготовления и обслуживания лифтов, а с нагрузками на них. Вполне естественно, что некоторые запчасти выходят из строя намного раньше, чем рассчитано заводом-изготовителем при нормальной, штатной, эксплуатации по прямому назначению!
Сейчас сломавшийся лифт остановлен: на нем будет производиться замена подшипника редуктора главного привода. В других подъездах жалоб на работу лифтов нет.
Прекрасно понимаем, что когда человек застрянет в лифте, он испытывает не самые лучшие ощущения. Мы интенсивно работаем, стараемся упредить подобные случаи, насколько это возможно. Но хочется ответственно заявить: произошедшее не является чрезвычайным случаем, такое, к сожалению, случается в практике эксплуатации лифтов.
Несмотря на разные точки зрения на причины нестабильной работы лифтового оборудования, все три стороны остались едины в одном: злополучный лифт интенсивно использовался не только в качестве перевозки пассажиров, но и строительных материалов. Техника ломалась, ломается и будет ломаться — таков негласный закон. И качество работы обслуживающих организаций стоит оценивать, как мне кажется, не только по количеству поломок, но и по умению оперативно и профессионально их устранять. Конечно, трудно проследить, какую нагрузку испытывает техника при активном ежедневном использовании: вряд ли кто-то реально оценивает, сколько весят мешки со стройматериалами, домашний скарб или мебель, которые мы загружаем в лифт… Может, все-таки стоит хоть иногда задуматься о том, что возможности техники не бесконечны?
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!