Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота:
— Мы считаем, что такие конкурсы для молодых педагогов решают ряд задач. Во-первых, мы очень заинтересованы в том, чтобы люди одной профессии из России и Беларуси как можно больше общались и понимали друг друга. Подобные связи, а они непременно завязываются в профессиональном сообществе, особенно важны в сфере образования. Во-вторых, именно школьный учитель способен оказать на ребенка влияние, которое в будущем определит его как личность, даст ему заряд любознательности, тяги к знаниям, живого интереса к происходящему вокруг. Между молодым педагогом и учеником нет ярко выраженного возрастного барьера, проблемы «отцов и детей», технологического отставания старших от младших. Наконец, молодые учителя еще только завоевывают авторитет у коллег, и такого рода конкурсы дают им объективное и заслуженное признание, которое нужно любому молодому человеку, искренне любящему свою профессию.
Очень важен сам посыл конкурса «#СилаСлова» — сопоставление литературных трудов белорусских и российских литераторов. Благодаря этому мы движемся к познанию и пониманию друг друга. А понимание приводит к симпатии. И эта цепочка крайне важна.
Хотелось бы, чтобы охват нашими конкурсами учительского сообщества России и Беларуси был более широким. В будущем будем стремиться к тому, чтобы они стали признанной площадкой для соревновательности в сфере образования.
Член жюри Конкурса на лучший урок литературы «#СилаСлова», заместитель директора по научной работе Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук доктор филологических наук Дарья Московская:
— Мне как представителю академической науки было интересно очутиться среди практического действа, тем более что у меня тоже есть опыт преподавания. Работа членами жюри была проделана большая, но цель того стоила. Современные учителя-словесники имеют дело не только с литературой, от них зависит то, какие ценности мы передадим следующим поколениям. Отбор должен производиться на принципах нравственности и гуманизма, чтобы сконструировать будущее без войн. Это и есть сила слова, она действительно правит миром. Отбор информации — самое главное, и он был произведен в работах финалистов конкурса с большим чувством такта и любви к нашей общей культуре. Умение жить вместе, создавать великую культуру, сохраняя национальное начало, но при этом помня об общих корнях, — важнейшее качество наших народов.
Победитель Конкурса на лучший урок литературы «#СилаСлова» учитель русского языка и литературы средней школы № 12 г. Лида Наталья Гресь:
— Конечно, эмоции переполняют. Я работаю педагогом всего год, для меня это первая победа в конкурсе такого уровня. Горжусь тем, что приняла в нем участие и моя работа была так высоко оценена квалифицированным жюри.
Для участия в конкурсе я выбрала тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей». Она привлекла меня тем, что позволяет затронуть очень важную как для Беларуси, так и для России тему патриотизма, вывести учеников на вдумчивый диалог. Сделать это старалась ненавязчиво, поскольку дети очень не любят, когда им диктуют однозначные правила. Я не предлагаю готовых ответов, они ищут и находят их сами. Мы вместе пытаемся выяснить, кто же эти люди, души и державы опора. Я представила тему на основе трех знаковых произведений: «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Сотников» и «В тумане» Василя Быкова. Урок помогает ученикам глубже задуматься как над самими произведениями, так и над сущностью войны в целом, другими глазами посмотреть на те возможности, которые дает нам мирная жизнь.
Мне очень понравилась подготовленная для финалистов конкурса программа мероприятий. Обязательно использую в работе те интересные идеи, которые были высказаны в ходе мастер-класса Романа Дощинского, а также уникальную информацию о жизни и творчестве Максима Горького, полученную в его музее-квартире. Кроме того, было интересно пообщаться с коллегами, узнать, в каком контексте они рассматривают те или иные произведения классиков, какие приемы используют для раскрытия тем. У белорусов и россиян много общих страниц истории, культуры, мы строим Союзное государство, поэтому очень важно больше общаться и узнавать друг о друге.
Лауреат Конкурса на лучший урок литературы «#СилаСлова» учитель русского языка и литературы г. Заводоуковск Тюменской области Анастасия Брянцева:
—У меня никогда не возникало вопроса, кем стать. Считаю, что учитель русского языка и литературы — одна из лучших профессий. Уроки литературы — это уроки нравственности, которые учат детей благородству, искренности, честности, учат отличать добро от зла.
Моя конкурсная работа раскрывает тему «Хроники непобежденного города: «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича». Великая Отечественная война ворвалась в каждый дом, затронула многие семьи. Мой прадед тоже ушел на фронт и погиб под Москвой. Прабабушка хранила о нем память всю жизнь, передав ее своим детям, внукам, правнукам. «Блокадный дневник Тани Савичевой» произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление, и история выстоявшего вопреки всему города всегда интересовала особо. Я считаю, что современные школьники должны знать о тех страданиях, которые выпали на долю жителей блокадного Ленинграда, и тех примерах стойкости, человеколюбия, взаимовыручки, которые они проявили.
Конкурс «#СилаСлова» дал мне уникальную возможность проявить себя, познакомиться как с известными литературоведами, так и со своими коллегами — молодыми педагогами. Если честно, я раньше никогда не общалась не только с белорусскими учителями, но и вообще с белорусами. Так что, можно сказать, открыла для себя Беларусь.
Лауреат Конкурса на лучший урок литературы «#СилаСлова» учитель белорусского языка и литературы Молодечненской специальной общеобразовательной школы-интерната № 2 для детей с нарушениями зрения Светлана Морозовская:
— Я с детства мечтала стать учителем литературы. Рисовала на обоях, представляя, что пишу в классе на доске. Моя мечта сбылась — три года работаю учителем белорусского языка и литературы.
Для участия в конкурсе мною был представлен мультимедийный урок на тему «Проза военных лет: русские и белорусские писатели против фашизма». Данная разработка стала итогом моих рассуждений над проблемами, с которыми столкнулась за время педагогической деятельности. Почему ученикам бывает скучно на уроках литературы? Ведь, казалось бы, сама его содержательная ткань — произведения выдающихся мастеров слова — должна интересовать и удивлять. Я считаю, решить такие проблемы можно с помощью необычных, нестандартных уроков литературы. И это стало для меня, как и многих педагогов, одной из важнейших задач.
Мой урок построен на основе лучших образцов российской и белорусской военной прозы. Несмотря на растущее временное расстояние между теми огненными годами и нашим временем, дети обязательно должны знать как о героических, так и о трагических событиях войны. Важно также донести до них мысль о том, что победа, добытая такой дорогой ценой, — это общая победа. Истории наших народов тесно переплетены, и священно памятные страницы Великой Отечественной войны занимают в них важнейшее место.
Лауреат Конкурса на лучший урок литературы «#СилаСлова» учитель русского языка и литературы СОШ № 53 г. Сочи Николай Пронев:
— У наших народов — русских, белорусов — с древних времен были хранители памяти, культуры, слова. Преемниками их можно назвать нас, учителей словесности, которые не только хранят, но и передают последующим поколениям историю народов, их язык и литературу.
Учителя-словесники стоят сегодня перед нелегкой задачей. Главные вызовы заключаются в бурном развитии интернет-технологий, гаджетов. Педагог оказывается перед выбором: конфликтовать с этим явлением, не замечать его или призвать в союзники. Я выбрал третий путь — использовать высокие технологии как инструмент мотивации учащихся к изучению русской и мировой литературы. Активно задействую в учебном процессе возможности социальных сетей. Сейчас ни для кого не секрет, что для учащихся большим авторитетом являются видеоблогеры, они стараются им подражать. Поэтому нередко предлагаю детям создание видеоблога в формате рецензии по прочитанному произведению, и это вызывает большой интерес. Вот и в мультимедийной работе, которую я представил на конкурсе «#СилаСлова», в качестве домашнего задания также значилась запись видеоблога. Кроме того, делаю ставку на организацию в социальных сетях интернет-сообщества, где дети могли бы общаться на литературные темы и быть объединены общими интересами.
Из предложенных на конкурсе я выбрал тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей», поскольку она давала большой простор для размышлений. В ходе урока мы пришли к мнению, что опорой души и державы является человеческая память — о важнейших исторических событиях, о тех, кто был до нас, о хорошем и плохом. Если ты помнишь, ты способен выбирать и совершать осознанные поступки.