Как бы мы ни ворчали порой на сотрудников ГАИ и сколько бы анекдотов про них ни придумали — это те люди, которые поддерживают порядок на наших дорогах. В нынешнем году у службы праздник — 3 июля исполняется 80 лет со дня образования Государственной автомобильной инспекции Республики Беларусь. Накануне этой замечательной даты мы встретились с подполковником милиции в запасе Владимиром Пиульским, прослужившим в подразделениях столичной Госавтоинспекции без малого 30 лет.
— Владимир Геннадьевич, сегодня вы являетесь заместителем директора УП «Белтехосмотр», но, слышала, продолжаете живо интересоваться событиями, происходящими на прежнем месте службы?
— Два-три раза в неделю общаюсь со своим бывшими коллегами, перезваниваемся, помогаем друг другу советом, постоянно интересуюсь итогами спортивных соревнований, подготовкой к которым раньше непосредственно занимался.
— Могу предположить, что в кресле замначальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома по кадрам головной боли было много?
— Случалось всякое. Работы с личным составом хватало: с кем-то проводил воспитательную беседу, кого-то надо было подучить стрелять, выступить на спортивном мероприятии. Приходилось, конечно, разбираться и с поступавшими к нам жалобами от минчан. Однако могу сказать не кривя душой: профессиональная подготовка большинства сотрудников белорусской милиции, в частности, инспекторов дорожно-патрульной службы ГАИ, отвечает запросам времени и современным требованиям.
— Как происходила адаптация на новом месте?
— Нормально, потому что ГАИ и Белтехосмотр — это близкие направления, во главе угла работы которых стоит безопасность дорожного движения.
Безусловно, в моем прежнем кабинете постоянно была, как сейчас говорят, движуха. А сегодня мы с вами сидим уже десять или пятнадцать минут — а дверь не открывается. На новом месте это было для меня непривычно, поначалу не хватало такой динамики и сумбура, а сейчас уже начинаю постепенно привыкать. Уже слегка прощупал ситуацию, замечаю, что иногда проблемы, с которыми сталкиваюсь, знакомы по недавней моей работе.
— Несколько лет назад в интернете писали, что собираются отменить обязательный технический осмотр...
— Я категорически против таких опасных экспериментов. В свое время в Украине вообще отменили ГАИ, но потом вернули обратно. Отмена техосмотра — это шаг, который может стать существенным фактором роста количества аварий на дорогах. Иногда наши граждане рассуждают так: не прошел техосмотр — беда небольшая, выпишут штраф (на первый раз — одна базовая величина, если повторно в течение года — две базовые величины), зато не нужно платить обязательный транспортный налог, который порой составляет, чего греха таить, приличную сумму. Люди не понимают, что если случится ДТП, а тем более по причине неисправности автомобиля, который не прошел техосмотр, серьезного разбирательства не избежать. Одно дело, когда авария произошла без тяжелых последствий и сотрудники ГАИ самостоятельно оформляют все необходимые документы. И совсем другое — если есть тяжелые последствия ДТП. В подобных случаях документы передают в Следственный комитет, и выводы, которые будут сделаны, могут иметь плачевный результат для виновника происшествия.
В последнее время наметилась тенденция оформления липовых техосмотров. Хочу предупредить владельцев автомобилей, чтобы обходили таких «доброжелателей», предлагающих свои услуги, стороной. Заместитель прокурора Гродно не так давно рассказал о том, что в этом году у них 8 человек привлечены к уголовной ответственности за подобные действия, выписаны штрафы — от 50 до 100 базовых величин.
Часто случается так: заплатил определенную сумму — и вам приносят проштампованный документ на руки, мол, все в порядке. А на поверку, когда работник ГАИ останавливает транспортное средство, оказывается, что в базе нет отметки о прохождении технического осмотра.
Доходит до того, что люди с липовыми сертификатами приезжают на настоящий техосмотр. Все это фиксируется, информация направляется в ближайший отдел милиции, где проводится проверка. При определенных обстоятельствах может быть возбуждено даже уголовное дело.
Требования законодательства необходимо соблюдать, особенно те, которые касаются безопасности дорожного движения. В соседних странах, насколько я знаю, штрафы за непрохождение ТО гораздо выше.
— Как в целом вы бы оценили белорусский парк автомобилей?
— Очень даже приличный. С каждым годом так называемых корчей на дорогах в потоке замечаю все реже.
— Насколько скоординирована ваша служба со службой ГАИ? Проводите вместе рейды?
— Безусловно. Например, два раза в год мы объявляем декады, посвященные контролю за прохождением государственного технического осмотра. Об этом сообщается в СМИ, есть информация на сайтах, словом, из таких мероприятий тайны не делается.
Сегодня остро стоит вопрос об объединении баз гостехосмотра и ГАИ, чтобы техническими средствами, например, системой «Ураган», которая выявляет бесправников, по такой же схеме вычисляли и тех, кто не прошел техосмотр. Боюсь только, что подобных нарушителей будет поначалу очень много, придется ставить не одного и не двух инспекторов, чтобы успевали оформлять штрафы.
— Наверное, здравомыслящий человек не будет против жестких мер, ведь технически неисправное транспортное средство на дороге — это мина замедленного действия…
— Поймите, главное не в размерах штрафов, а в исполнении принципа неотвратимости наказания. И к этому мы обязательно придем. В идеале таких нарушителей можно выявлять в автоматическом режиме по аналогии с фотофиксацией скорости. Но для этого еще необходимо внесение изменений в законодательные акты, да и техническая сторона вопроса требует решения.
Вместе с ГАИ проводятся и совместные мероприятия по контролю над учебными организациями, занимающимися подготовкой водителей транспортных средств. Бывали случаи, когда в результате таких рейдов сталкивались с мастерами, которые в состоянии алкогольного опьянения занимались обучением водителей. Это, безусловно, совершенно недопустимо.
— Какие проблемы волнуют вас как водителя и пешехода?
— Раньше работа находилась недалеко от дома, а сейчас путь намного длиннее, и поэтому чаще замечаю низкий уровень культуры водителей. В России приняли поправки в закон о ПДД, введя новое определение «опасное вождение». На мой взгляд, вскоре придется и нам позаимствовать этот опыт, законодательно отрегулировав поведение на дороге «шашистов», «торопыг» — лихачей, которые своим наглым и безответственным поведением за рулем создают опасные ситуации на дорогах.
Культура вождения важна как для сохранения внутреннего спокойствия, так и для обеспечения безопасности дорожного движения. Но культура поведения на дороге невозможна без внутренней культуры личности. Поэтому в первую очередь нужно работать над своим внутренним «я», воспитывать в себе уважение к общечеловеческим культурным ценностям, развивать участие по отношению к другим людям. Задача сложная, но, поверьте, вполне выполнимая.
— Владимир Геннадьевич, вы строгий начальник?
— Наверное, правильнее, когда на этот вопрос отвечают те, с кем работаешь бок о бок. И на новом, и на старом месте службы стараюсь быть требовательным и одновременно справедливым к подчиненным. Я не отношусь к тому типу начальников, которые не признают своих ошибок. Этому меня научили мои руководители, коллеги: Юрий Александрович Литвин, Василий Васильевич Бульбенков, Дмитрий Михайлович Корзюк и многие другие. Мне повезло служить с этими профессионалами. В преддверии нашего 80-летнего юбилея поздравляю всех действующих сотрудников, а также ветеранов ГАИ, их семьи с профессиональным праздником. Желаю всем крепкого здоровья, а нынешнему коллективу — успешно справляться с поставленными задачами и с честью нести звание сотрудника Госавтоинспекции.
— Судя по фотографиям на стене, вы рыбак? А что это за рыба-гигант на одном из снимков?
— В отпуск с коллегами и друзьями вот уже семь лет подряд ездим рыбачить на Волгу, в Нижегородскую область. Вот этого сома, которого вы заметили на фото, поймали именно там. Весит этот исполин почти сорок килограммов. Кстати, у нас такие большие сомы тоже водятся, а на Волге встречались и с экземплярами под сто килограммов. В Беларуси мы тоже часто рыбачим, причем в разных местах. В том числе и на Припяти.