Давно пришла к выводу, что чем сильнее тебя зацепила книга, чем пронзительнее от нее послевкусие, тем сложнее выразить о ней свои впечатления. В принципе, это же элементарно — сделать рекламу понравившемуся произведению. Например: смело берите в руки роман австралийца Маркуса Зузака «Книжный вор» о судьбе маленькой девочки в гитлеровской Германии; обо всех кошмарах войны с непривычной для нас той, вражеской, стороны; о силе духа обычных людей, проявившейся в серьезных ситуациях; о том, что даже один человек может изменить все вокруг. Длинно я как-то, да? Можно и коротко. Вот так: если писатель создает произведение, рассказ в котором ведется от имени образа Смерти (причем у Зузака она мужского пола), избегая и жутких подробностей, и слащавой сентиментальности, его непременно стоит прочитать.
Нет, все-таки надо пару слов о сюжете. Главной героине, 9-летней Лизель, повезло и не повезло. Не посчастливилось, что мать была вынуждена отдать ее на воспитание другим людям, что буквально на ее глазах умер родной брат, что она растет не в самое счастливое военное время. Но и у нее есть свои «сладости в кармашках»: большой приятель соседский мальчишка Руди Штайнер, ставший настоящим другом скрывающийся от фашистов еврей Макс Ваттенбург, приемные родители, которые оказались добрыми и отзывчивыми людьми. Но самое главное сокровище Лизель — Книги. Свою первую книгу она случайно подбирает на кладбище, на котором хоронят ее брата. Приемный отец учит ее читать, и для девочки безрадостный блекло-грязный мир, наполненный грохотом войны, раскрашивается новыми красками.
Очень яркий штрих Зузак вносит тем, где и как Лизель берет свои книжки. Она их ворует. Да-да. Ребенок военного времени крадет не еду, игрушки, одежду. Ей надо другое. Характерная деталь: первую сознательно уворованную книгу она тащит из пепелища на площади, где гитлеровцы устраивали костры из произведений «расово неполноценных авторов». И еще знаково, что появление каждой книги у девочки является символом каких-то событий в ее собственной жизни.
На самом деле «Книжный вор» немного мне напомнил тему чеховского «маленького человека». Зачастую незаметного для окружающих, живущего какой-то своей потаенной жизнью. Но здесь — маленького в буквальном смысле. Ибо душа Лизели — это такое удивительнейшее безграничное пространство. И как мне показалось, автор на первый план выводит не ужасы войны и несправедливую бессмысленность жертв, и не образ ребенка. Главное — та человеческая «изнанка», которую мы редко видим. И на которую не всегда приятно смотреть. Иногда это страшно. Иногда больно. Иногда противно. Но не смотреть не получается. И вот в этом искусство рассказчика.
Я так много хотела бы поведать о «Книжном воре». Но лучше прочесть его самим. Каждый найдет там что-то свое. В одном я уверена: роман расколет ваше сердце на множество кусочков. И вы их потеряете. А потом будете находить по одному — в каждой из десяти глав.
New York Times: «Книжного вора» будут превозносить за дерзость автора. Книгу будут читать повсюду и восхищаться, поскольку в ней рассказывается история, в которой книги становятся сокровищами. А с этим не поспоришь».