«Каждое утро легкая на подъем Нина садится в электричку, которая несет ее в Минск, в мастерскую — в ее второй родной дом. Здесь она создает свои привлекательные, непохожие на другие творения. Здесь рождаются возвышенно-лирические замыслы великолепных гобеленов, что рассказывают о солнце и звездах, о легендах Мядельщины и Свитязи, о праздничной ночи и трепетном пробуждении, о нераскрытой жизненной энергии и нестерпимой боли человеческих драм, о последних осенних листьях и первых весенних надеждах. Здесь появляются нежные элегические батики о любви и тоске, о пионах и розах, о березах и вишнях, что цветут весной под окнами Ратомского теремка. И воспоминания-мечты о родной Мстиславщине или ностальгическом Гурзуфе также находят здесь, в батике и акварелях, свое солнечное, самобытное воплощение», — так вдохновенно писал об известной белорусской художнице Нине Пилюзиной именитый искусствовед Борис Крепак. Сегодня мастер декоративно-прикладного искусства, член Белорусского союза художников Нина Пилюзина у нас в гостях.
— Нина Васильевна, вас называют классиком белорусского текстильного искусства. Каким был ваш творческий путь?
— Родилась я 25 августа 1944 года на Смоленщине, но сама коренная белоруска. Так получилось, что мама возвращалась из эвакуации с Поволжья, но не успела добраться до дома и родила меня в дороге. Отец погиб еще до моего рождения. Детские и юношеские годы прошли в деревне Долговичи Мстиславского района Могилевской области. С 1959-го по1963 год училась в Минском художественном училище им. А.Глебова, в 1968-м окончила Белорусский театрально-художественный институт (теперь Белорусская государственная академия искусств). Мои произведения хранятся в музеях Беларуси, России, Украины, Польши, в частных сборниках и коллекциях. Прямых учеников нет, так как нигде не преподавала. В 1999 году о моем творчестве был снят документальный фильм «Безыменная цямнiца» по сценарию Людмилы Крушинской. Первую юбилейную персональную выставку к своему 70-летию я делала в 2014 году у себя на родине — на Могилевщине, в музее им. Масленникова. В октябре прошлого года прошла выставка в Минске во Дворце искусств. Там были широко представлены гобелены, акварель и батик.
— Вы еще работаете в технике акварели. Как вам это помогает в работе с гобеленом и батиком? Как это сочетается?
— Я пишу с натуры, поэтому акварель — это общение с природой, вдохновение. Потом с акварельного эскиза могу сделать роспись на шелке — так появляются новые идеи. А ткать гобелен — очень трудоемкое и кропотливое занятие. Пока увидишь готовый результат, может пройти целый год.
Одна из дорогих моему сердцу работ — портрет бабушки, который я написала акварелью в 19-летнем возрасте. Это типичный белорусский образ. Все отмечают наше внешнее сходство сейчас. К сожалению, я многое недополучила в годы учебы. В институте это был самый первый набор на текстиль — не было наработок и опыта. Так что мы попали на студенческую скамью в не самое удачное время. Про гобелен тогда никто ничего не знал. По рисунку и живописи было мало учебных часов. Приходилось много работать самостоятельно. Ходили дополнительно на вечерний рисунок — рисовать обнаженную натуру, потому что на занятиях нам этого было недостаточно. В те далекие времена работали Дома творчества, куда съезжались художники со всего Советского Союза. После окончания института мне посчастливилось несколько раз быть в таких творческих поездках: в Дзинтари (Латвия), в Гурзуфе (в Крыму). Работа на пленэре ранней весной, общение с коллегами — все это явилось дополнительной учебой. Я и сейчас по возможности старюсь ездить в творческие поездки.
— У вас ведь были и госзаказы. Расскажите о них.
— В 1972 году был творческий договор с Минкультом СССР для молодежной Всесоюзной выставки. Я изготовила гобелен «Легенда об озере Свитязь» большого размера — 3х1,5 метра. А первый крупный заказ получила в 80-х, требовалось сделать карту Беларуси в гобелене размером 5х5 метров для Белорусской торгово-промышленной палаты. Задание сложное — нужно было сочетать карту и произведение искусства в одном. Начинали мы в соавторстве с талантливым художником Павлом Бондаревым, а заканчивала я одна и очень старалась успеть в срок. Даже ночевала в мастерской! Нужно было все организовать, подобрать пряжу, да и сама работа стоила огромных усилий...
Еще выполняла серьезный заказ для Дворца Республики. Был объявлен конкурс, и для зала заседаний я сделала два больших гобелена. Они долго лежали и ждали окончания строительства Дворца. За эти произведения в 2005 году вместе с авторским коллективом стала лауреатом Государственной премии Республики Беларусь. А в 2010–2011 годах я руководила работой над повтором уникального гобелена XVII века (оригинал хранится в польском Неборове), посвященного Николаю Радзивиллу Черному, для Несвижского дворцово-паркового ансамбля.
— В Год культуры вы предложили оригинальный проект для музеев районных городов Минской области. Интересно было бы узнать о нем подробнее.
— Работы были уже собраны и оформлены, а у меня выставка в Национальном художественном музее переносилась на будущий, 2017, год. Я решила, что готовую экспозицию надо показать раньше, и поскольку сама живу в поселке Ратомка, обратилась в отдел культуры Минского облисполкома с предложением сделать ряд выставок по области, чтобы внести свой небольшой вклад в мероприятия Года культуры.
Так, в феврале в воложинском музее состоялась выставка гобелен-батик — всего 20 работ. Стоит отметить, что для каждого помещения музея мне приходится отдельно подбирать произведения.
В марте в Крупках я представила 20 акварелей. Далее была выставка в Мяделе, в Музее народной славы. Мы заранее договорились, что выставка откроется 21 мая, в Ночь музеев, и будет длиться месяц. Я принимала участие в создании экспозиции. Здесь представлены гобелен и батик — около 50 работ. Открывает показ гобелен «Наука о звездах» (1975 год) — это портрет моей сестры в годы ее юности, когда она училась в институте геодезии в Москве и занималась астрономией.
Директора и работники музеев всегда с теплотой встречают меня и мои работы. Очень хотелось бы еще сделать выставку на своей родине в Мстиславле. У меня даже есть гобелен, один из последних, посвященный родным местам.
Хотелось бы подготовить выставку, посвященную Максиму Богдановичу, — показать мои крымские работы, которые посвящены великому белорусскому поэту. В общем, замыслов много, но не все удается реализовать, ведь выставки — мероприятия затратные...
Фото автора