Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Гостиная «7 дней»

№22 от 01 июня 2016 года

Лучик улыбки солнечного клоуна
Лучик улыбки солнечного клоуна

Последний из великих советских цирковых артистов — Олег Константинович Попов. Простой деревенский мальчишка, родившийся 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Кунцевского района  Московской области, росший без отца и познавший лиха в годы Великой Отечественной, стоявший у слесарного станка с 13 лет, сделал себя сам, став народным артистом Советского Союза, когда ему не было и 40 лет. Олегу Попову рукоплескали на всех континентах. Он обладатель множества цирковых наград. Но обстоятельства сложились так, что артист был вынужден уехать в 1991 году в Германию.  

— Олег Константинович, вы в детстве кем мечтали стать?

— У меня очень болела мама, и первая профессия, о которой я мечтал, — профессия врача. Чуть позже, играя в футбол, со сверстниками мы разбили стекло. Естественно, за это нам попало, после чего недолгое время хотел быть стекольщиком. Мечтал, что буду стеклить окна, приносить людям  пользу, чтобы им  было тепло. Затем увидел в небе самолет — и долгое время, как многие мальчишки моего поколения, мечтал быть летчиком. Но судьба распорядилась по-своему, так как время было тяжелое и мне нужно было помогать маме. Она меня и устроила на полиграфический комбинат «Правда», где печатали газеты, учеником слесаря.   

— Какое у вас самое яркое воспоминание детства?

— Мама моя работала ретушером, а отец, который рано нас покинул, слесарем. Жили мы очень бедно, и особых радостей не было. На всю жизнь запомнилось вот что: когда мне было лет 6-7, отец водил меня в Московский цирк. Помню, сидели в первом ряду и клоун подарил мне шарик. Я с ним не расставался до самого вечера. А когда ложился спать, сдул шарик, поцеловал и положил под подушку. Этот шарик долгое время  утром надувал, а на ночь снова клал под подушку. Эта была моя любимая игрушка. Когда  стал клоуном, то первую свою репризу  посвятил этому шарику. Ходил по первому ряду цирка и раздавал детям шарики.

— А как же вы стали клоуном?

— Около моего  дома был Дворец спорта «Крылья Советов», где я с удовольствием занимался акробатикой. Тренер говорил, что у меня неплохо получается, и поэтому я все свободное время проводил за тренировками. Вскоре познакомился с молодыми ребятами, которые работали в цирке, с ними подружился, и они пригласили в цирковое училище посмотреть их репетиции. Я пришел, и ребята так увлекательно все рассказали, провели экскурсию, что мне захотелось  учиться именно там. На следующий год стал студентом циркового училища. Представляете, целый год скрывал от мамы, что больше не работаю слесарем! Но шила в мешке не утаишь. Однажды она зашла ко мне на работу и узнала всю правду. Пришлось признаться, а мама пошла к директору училища, чтобы меня исключили. Тот спросил у нее: «Почему я должен исключить своего лучшего студента?». Мама ему ответила, что артисты все алкоголики и что у меня она не видит будущего. Спасибо директору — ему удалось убедить маму, что это не так. Я с удовольствием проучился пять лет и получил диплом эксцентрика на проволоке. Работал в московском цирке эквилибристом с номером «Эксцентрик на свободной проволоке». В этом цирке огромную популярность имел клоун Карандаш, все выступления которого проходили с аншлагами. Знаменитому Карандашу понравилось, как я, начинающий артист, работаю, и он пригласил меня со своим номером на гастроли в собственную программу. Два года я был в его программе, объездил весь Советский Союз. Затем начальник по репертуарам цирков Рождественский вызвал меня и сказал: «Олег, я смотрел, как ты работаешь с Карандашом, и хочу, чтобы ты стал клоуном. Уверен, у тебя это получится». И когда Карандаш был в  отпуске, меня впервые одного отправили на гастроли в Саратов. По приезде в саратовский цирк узнал, что накануне случилось ЧП — местный клоун Боровиков упал в манеже и сломал ребро. Директор стал просить меня: «Олежка, помоги, замени нашего клоуна на неделю». Я ему ответил, что с удовольствием выступлю, но у меня нет реквизита. На что директор ответил: «Это поправимо». Посадив в машину, повез меня в больницу. Я в жизни не забуду, как больной клоун достал из кармана ключи от своей каптерки и протянул мне со словами: «Бери все, что тебе нужно». Я тут же поехал в цирк и в шкафу взял большие ботинки, такой же, не по размеру, пиджак, надел рыжий парик, нос, посмотрел на себя в зеркало и улыбнулся. Вот так родился клоун Олег Попов. А затем неделю отработал клоуном на подмене. Но если вы меня спросите, какая публика была в цирке и в каком количестве, я вам не отвечу: от волнения ничего не помнил.

— А откуда взялась ваша знаменитая клетчатая кепка?

— В жизни много случайного. Как-то снимался в фильме «Арена смелых», где была сцена на пляже, и решил подобрать соответствующий костюм. Пошел в костюмерную «Мосфильма», и когда открыл огромный шкаф с головными уборами, сразу обратил внимание на клетчатую кепку. С ней и выступаю уже более 60 лет.

— Вы — легенда советского цирка. А у вас были кумиры?

— У каждого человека есть свои кумиры. У меня таким являлся Чарли Чаплин. Несмотря на то, что я рос без отца и жили мы бедно, мама периодически давала мне деньги на мороженое. А я за них покупал билетик в кино, чтобы увидеть своего любимого артиста. Многие фильмы  смотрел по несколько раз. Я счастлив, что когда  был в 1964 году на гастролях за рубежом, Чарли Чаплин присутствовал на моем выступлении. И ему понравилось! Он со мной захотел познакомиться! Я не разговаривал на английском, он, естественно,  на русском, но мы полчаса общались жестами, получив  удовольствие от общения.

— Откуда берутся ваши знаменитые репризы?

— С тех пор, как увлекся клоунадой, собираю карикатуры. У меня огромная коллекция. Еще я читаю дневники клоунов и, конечно, бывая в разных цирках, везде наблюдаю за тем, как работают клоуны. Если мне интересно, смотрю их номера по несколько раз. Вот так для своих реприз я и собирал информацию по крупицам из разных источников. Это на карнавале легко выйти и подурачиться, а труд настоящего клоуна очень кропотливый.

— Часто вам помогают другие артисты и как находите общий язык с ними?

— Многие репризы невозможно сделать без партнеров. У меня они были и хорошие, и плохие, с которыми я быстро расставался. Спросите почему? Из всех партнеров хочу отметить дуэт Хрущецкого и Будницкого. Старшее поколение помнит такой номер, когда они играли мужчину и женщину, опаздывающих на поезд. Номер был очень смешной. Больше всех, около сорока лет, я работаю с Володей Фисенко и ему очень благодарен за нашу творческую и человеческую дружбу. В жизни все бывает, но когда рядом плечо партнера — это очень помогает и радует. Кстати, часто моими партнерами были животные: кролики, утки, петухи, куры, кошки, собаки. А любимым напарником был пони Тарзан, который, к сожалению, погиб. Супруга надоумила меня взять для новой репризы крыс. Раньше я негативно относился к ним. А когда стал работать, понял, что они очень чистоплотные и, самое удивительное, все запоминают.

— В 85 лет вы выходите на манеж и радуете зрителя. Дайте совет, как оставаться энергичным в таком возрасте?

— Кто хочет долго жить, должен работать, а не отлеживаться в кровати. Вот мой основной секрет. Несмотря на годы, я постоянно в движении, на репетициях, всегда что-то придумываю. И каждый вечер у меня выступление — я не даю себе расслабиться.

Меняемся мы, музыка, мода. И меняется, естественно, цирк. Я не верю, что цирк не интересен зрителю, что он может исчезнуть. Пока солнышко светит, цирк должен радовать людей. Я всем советую каждое утро начинать с улыбки. Если даже у вас проблемы, а за окном плохая погода — улыбайтесь тому, что вы живы, что вы здоровы. Если же вы больны, то иногда улыбка лучше горсти лекарств.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Каждый день многократного призера чемпионатов мира и чемпионки Европы по художественной гимнастике, обладательницы бронзовой медали Олимпиады-2012 года в Лондоне Любови Черкашиной буквально расписан по минутам.

Широкому зрителю Владас Багдонас известен благодаря своим фильмам: «Иди и смотри» Элема Климова, «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Исаев» Сергея Урсуляка, «Дирижер» Павла Лунгина. Снимался на «Беларусьфильме» в фильмах «Гладиатор по найму», «Снайпер. Оружие возмездия».

Недавно Беларусь посетила известная китайская певица, телеведущая и актриса Ван Цзиньхуа.

За неполных три года на приеме у депутата побывало более 200 человек.