Если конструкторское бюро — это мозг завода, то генеральный конструктор — как главный «процессор», соединяющий воедино импульсы всего организма. Генеральный конструктор ОАО «МТЗ» Андрей Стасилевич — один из тех, кто дает путевку в жизнь на Минском тракторном заводе новым техническим решениям. Всего он имеет более 60 патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Андрей Григорьевич награжден медалью «За трудовые заслуги». Он входит в состав Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики Совета Министров Республики Беларусь. А еще — член Совета генеральных (главных) конструкторов Министерства промышленности.
— Андрей Григорьевич, кто были ваши учителя?
— Мне всегда везло на учителей — как в школе, в институте, так и на заводе. Я родился в Минске, учился в средней школе №54. Жили мы недалеко от станкостроительного завода им. Кирова, где работал мой отец. В школе у нас были великолепные преподаватели-мужчины по математике, физике и, как ни странно, по русскому языку и литературе. Эти предметы я считаю ключевыми для будущего инженера. Отличные учителя также преподавали химию, историю. Все они учили нас думать. Я очень любил книги серии «Занимательная физика», «Занимательная арифметика», «Занимательная геометрия». И это привили мне учителя. Потому что школьная программа — как талончик для входа. А если хочешь большего, надо изучать предмет глубже и шире. Именно тогда я получил те начала знаний, которые нужны будущему конструктору, и выработал навык из нескольких вариантов выбирать оптимальный. Например, на уроках по математике и физике у нас были такие соревнования — кто решит задачу за меньшее число действий. И автотракторный факультет тогдашнего БПИ был одним
из сильнейших в республике, потому что физику и математику на нашем потоке вели заведующие кафедрами, а это означает высокий уровень преподавания. Так я и приобрел умение — отработка нескольких вариантов и поиск оптимального решения. Этому в чистом виде в институте не учат, но это очень важно в моей профессии. Сейчас, конечно, в определенной степени советской школы не хватает — она давала хорошие фундаментальные знания и умение их расширять и применять.
Когда я пришел молодым специалистом на завод, за мной сразу же закрепили наставника. Сегодня, кстати, у нас на заводе действует такая же система. Александр Николаевич Зюзь, мой наставник, в то время также был достаточно молодым человеком, но он постоянно меня опекал — познакомил меня с заводом, с цехами. Он преподал мне азы. Мы занимались компоновкой трактора — тем, чему в институте не учат: из отдельных элементов надо составить целое. Оказалось, все не так и сложно — нужно начинать с оси коленвала двигателя, на которую нанизываются затем узлы: муфта, сцепление, коробка передач, задний мост, кабина и колеса. (Смеется). Так рождается трактор!
— Леонардо да Винчи, кроме того, что был художником, знаменит своими многочисленными техническими изобретениями. Верите ли вы, что талантливый человек, особенно если он «технарь», талантлив во всем?
— Верю! Мой наставник Александр Николаевич до сих пор работает у нас на заводе в конструкторском бюро малогабаритных тракторов, занимается компоновкой и дизайном этих машин. Он однажды подарил мне свою картину, на которой изображен белый парусник. Она висит над моим рабочим столом. Безусловно, это талантливый человек, который закончил, кроме политехнического, еще и дизайнерско-художественный факультет. Если поискать в интернете, то можно найти изображения других его работ, выполненных даже в стиле Сальвадора Дали. Александр Зюзь также заядлый турист. Вообще, у нас на заводе развита спортивно-массовая работа: футбол, теннис, ориентирование, проводятся турслеты. А он еще и любитель горных восхождений! Именно Александр Николаевич поднял флаг МТЗ на Эвересте. Я тоже немного рисую, но до Александра Николаевича мне далеко!
Моя дочь окончила художественную школу и медицинский институт, она медик, а сын пошел по моим стопам — окончил БНТУ по специальности «Гидропневмоавтоматика и гидропневмопривод». Начал с работы на МТЗ — в тракторе много гидравлических систем. Теперь он перешел в холдинг «САЛЕО», который специализируется на разработке и производстве гидроузлов и гидромеханизмов. Часть наших гидравликов туда перешли на работу, но они, так сказать, ушли вместе с задачами, и теперь наше предприятие имеет возможность заказывать нужные гидрокомпоненты у партнеров. Так что нельзя сказать, что это потеря, — это правильное распределение ролей.
— Какие качества характера должны быть присущи конструктору, особенно если это генеральный конструктор крупного предприятия?
— Я — как дирижер большого оркестра. Нужен определенный склад ума: не останавливаться на первом же найденном решении — это самое главное. Необходимо обязательно отработать несколько вариантов. Уметь, как шахматист, на несколько шагов вперед предвидеть ситуацию. Нужно понимать требования рынка и иметь знания, чтобы суметь эти требования воплотить, знать возможности завода, технологию и т.д.
— Расскажите о вашем новом детище — тракторе, работающем с использованием газового топлива.
— Это очень интересная техника на комбинированном топливе — дизель и метан. Существенная экономия в эксплуатации достигается за счет замещения дизельного топлива более дешевым метаном. Тракторы с газодизельными двигателями собирают не только у нас на заводе, но и в Татарстане. В этом году в стадии реализации находится проект по созданию мобильной группы из 10–20 тракторов в Витебской области, работающих с использованием метана в качестве топлива. Мы уже получили полную поддержку губернатора. Николай Николаевич Шерстнев выступил подлинным новатором по использованию этой техники в хозяйствах. И мы планируем внедрить их в осенние сельскохозяйственные работы. В этой программе будут участвовать российские специалисты. В планах — создание модельного ряда подобных тракторов: от 35 до 200 л.с. и более.
— Как МТЗ собирается отпраздновать свой юбилей?
— Мы планируем 26 мая открыть сквер, посвященный 70-летию МТЗ, недалеко от проходной. Здесь на постаменте установят трактор-первенец МТЗ-2. Тут же будет детская площадка и площадка для скейтбординга. На 27 мая запланировано проведение научно-технической конференции. Планируем обменяться опытом и поговорить о перспективах нашего развития. Выставка и проезд техники по тракторозаводскому поселку пройдут 28 мая. Также приглашены белорусские силачи, которые постараются сдвинуть с места трактор мощностью 450 лошадиных сил и весом более 16 тонн. Вечером — концерт и салют. А 29 мая доступ на территорию предприятия и в сборочный цех будет открыт для всех желающих. Приходите — увидите, как рождается знаменитый «Беларус»!