Жизнь этого потрясающего человека богата на события и, без преувеличения, ее хватит не на один приключенческий роман. Где он только не был: облетел просторы всего бывшего Советского Союза, служил по обмену в вертолетном полку в Германии, воевал в Афганистане, выполнял специальные поручения в чернобыльской зоне и даже побывал в плену у нигерийцев! В интервью корреспонденту «7 дней» подполковник в отставке Иван Мартынович рассказал о своей любви к вертолетам, о том, как покорял дальние страны и даже обслуживал технику самого президента Сьерра-Леоне…
Талантливый военный инженер с одесским акцентом и чувством юмора, харизматичный и всегда готовый к подвигам, немножко романтик, но со стальным характером и несгибаемой силой воли — Иван Мартынович просто пример для подражания любому мальчишке! За что бы он ни брался, старается все довести до совершенства, потому что «в жизни все нужно делать красиво!».
Иван Михайлович вырос в Одессе. Еще в школе будущий инженер увлекся авиамоделированием, мастерил комнатные модели самолетов, планеры. По окончании школы поступил в Харьковское военное авиационно-техническое училище. После выпуска получил назначение бортовым техником вертолета в Кобрин, в один из лучших авиационных полков в Беларуси того времени. В 1981 году Мартынович защитил диплом о высшем образовании в Киевском высшем авиационном училище и в звании капитана по распределению попал в учебный полк от Черниговского училища летчиков, где его назначили помощником начальника инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи.
— Обслуживал самолеты L-39, но мечтал о вертолетной авиации. Вертолет — уникальная машина, мне, как инженеру, он всегда был особенно интересен. Помню, в начале службы, в ноябре 1974-го, мы участвовали в кампании по спасению людей, пострадавших от паводка в Брестской области. Уже тогда я увидел все возможности вертолетной техники, — вспоминает Мартынович.
В Городне Иван Михайлович написал в управление ВВС округа и в Москву письма с просьбой содействовать его переводу в вертолетный полк. Через несколько месяцев на его имя пришло предложение в вертолетный учебный полк Сызранского высшего военного училища летчиков, который находился в городе Пугачеве.
— Мне предлагали занять место начальника ТЭЧ-звена (технико-эксплуатационной части) — по сути, это должность старшего лейтенанта, что означало мое понижение. А в то время в Чернигове для меня открывались серьезные перспективы, через пару лет я уже мог преподавать… Тем не менее я согласился. Приезжаю вместе с семьей в Пугачев, а там меня встречают со словами: «Тебя за что сюда отправили?»… Я уже не стал никому рассказывать, какие высокие идеи меня привели, соврал, что моей дочке не подходит климат…
В Пугачеве Мартынович за год прошел путь от начальника ТЭЧ-звена до инженера эскадрильи. А потом его отправили по обмену в Германию, в город Стендаль.
Тяжелее всего было приучить подчиненных к дисциплине, вспоминает Иван Михайлович. «Всегда пытался донести до своих борттехников, что вертолет не машина — если мотор забарахлит, его нельзя остановить в воздухе и заглянуть под капот. Поэтому изначально вертолет нужно готовить так, чтобы он не падал. Бортовой техник не имеет права рисковать жизнями людей…».
Афганистан
Афганистан для Ивана Мартыновича стал своего рода проверкой на прочность. «На войне я узнал, чего действительно стою. У меня появилась возможность применить свои знания на практике», — говорит он.
Вертолетная эскадрилья, в состав которой входил майор Мартынович, приземлилась в Кабуле 25 декабря 1986 года. Как радовались те парни, которых они сменили!
— С первых же дней мы столкнулись с проблемой эксплуатации техники в местных условиях. Из-за больших перепадов температур и высокой запыленности региона постоянно забивались топливные фильтры. В результате чего вертолет терял мощность, и машина просто сыпалась. Чтобы справиться с этой проблемой, я приказал техсоставу мыть фильтры после каждого летного дня, чаще производили проверку и регулировку открытия лопаток компрессора на режимах работы
двигателей.
После перевода в штаб Иван Михайлович не раз участвовал в опасных операциях, организовывал восстановление поврежденных вертолетов, перевозил серьезные грузы. Опыт обслуживания двигателей в эскадрилье перенес на весь парк вертолетов ВВС 40-й армии. «Уход» двигателей на «малый газ» в полете практически прекратился.
Как-то раз вертолет одной из эскадрилий на взлете попал в пылевое облако и упал набок. Бросать технику не хотелось, и командующий авиацией приказал Мартыновичу восстановить вертолет. Перевезли его из Дилорама в Шинданд, где ему полностью поменяли правый борт. Вертолет взлетел, но для боя уже не годился, потому что все равно на нем было множество микротрещин. Отправили машину «на пенсию» — в Ломоносовское училище, до сих пор там стоит.
— В Дилораме я побывал у советских десантников. Помню, захожу к ним в комнату — кровать аккуратно застелена, а на ней ремни погибших товарищей... Сами бойцы в кроссовках ходят — говорили, что если стать на мину в сапогах, то ногу отрывает по край сапога, а если в кроссовках, то только пальцы…
В ночь перед самым вылетом домой долго думал о том, сколько всего пришлось пережить. Ради чего все это было? Задачи ведь первоначальные не были достигнуты, а столько людей погибло…
После возвращения на родину Мартынович попал на службу в Боровуху, далее служил в Гродно. После выхода в отставку работал в Белтрансгазе, в лаборатории по освоению новой техники.
В плену у нигерийцев
В начале 90-х уволенный по сокращению в запас 39-летний военный искал себя на гражданке. Опыт инженера-авиатора был не востребован. Поэтому, когда в 1995 году ему внезапно предложили поучаствовать в транспортировке вертолета в Африку, без долгих раздумий согласился. Африканцы купили белорусский вертолет, и им нужна была помощь в его сборке.
— Мы сопровождали вертолет с братом президента Сьерра-Леоне. Когда приехали на место, он предложил нам остаться на время и поработать на него, обслуживая технику. Предложение показалось заманчивым, и мы с ребятами согласились.
К слову, не будь гражданской войны в Сьерра-Леоне, страна была бы очень перспективной и богатой, в ней было все, что нужно человеку для жизни.
— Мы ремонтировали вертолеты, учили летчиков управлять ими. Местные называли нас русскими колдунами или русскими акробатами.
А в это время гражданская война разгоралась. Все надеялись, что это временно, что скоро боевые действия закончатся и наступит мир. Кто знал, что все так обернется…
Столица страны Фритаун пала. Когда Мартынович с напарниками перевозили группу из первых лиц правителей Сьерра-Леоне и их жен в Либерию, внезапно нарвались на штаб нигерийцев. Всю компанию захватили и отправили в столицу Нигерии Абуджу, поместили в одиночные камеры. В плену Мартынович пробыл полгода.
— Около месяца мы проходили в кандалах, один раз нас избили. Но больше всего мы страдали от неизвестности. Где мы находимся, никто не знал. Могли запросто расстрелять. А в это время нас искали родные — наши кости находили то на берегу либерийского пляжа, то в других местах… Пребывание в плену заставило по-новому взглянуть на ценность человеческой жизни.
Выживали благодаря собственной хитрости. Когда-нибудь я напишу книгу о том, как мы с товарищами устраивали голодовку, как я гадал по рукам нигерийцам или лечил головную боль солдатам прикосновением рук, как предсказывал исход футбольного матча и играл в шахматы с офицерами, как молился Богу… Пока жил в плену, шесть раз болел малярией!
Иван Михайлович и его напарники все-таки добились, чтобы их связали с родными и перевели в обычную тюрьму Фритауна. Оттуда вскоре их вызволили русские — помог в этом тогдашний премьер-министр Евгений Примаков…
Есть о чем мечтать
Сейчас Иван Мартынович живет на пенсии. После смерти жены он переехал за город, собирается заняться огородом, развести домашнее хозяйство.
— Планирую превратить свое жилище в дом-студию, где проводились бы слеты афганцев, творческие вечера. Я, кстати, и сам играю на баяне, люблю петь. Считаю, что еще многого не сделал в жизни, еще есть к чему стремиться и о чем мечтать!
Фото автора и из архива Ивана Мартыновича