На первый взгляд, проблема, увы, ставшая едва ли не обычным, «плановым» делом: закрывают очередную сельскую школу. Но в нашем случае речь идет не о той белорусской глубинке, которую иногда обреченно зовут вымирающей. Здесь, в Воронцевичах Толочинского района, жизнь не теплится, а бьет ключом и именно благодаря школе. Перекрыть этот источник, считают селяне, означает — обречь на медленное угасание еще довольно крепкое и отнюдь не малое село.
…Накануне Дня Великой Победы и 75-летия начала Великой Отечественной войны всегда вспоминаю своего деда, Станислава Петровича Белановича. Оставив троих дочерей — младшей из них, моей маме, было всего 40 дней от роду,— он ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб. После окончания войны, когда в местной Воронцевичской школе был создан музей, бабушка передала туда похоронку на мужа. Здесь же хранятся и фотографии брата моего деда, Ивана, и брата бабушки, Якова Григорьевича Караткевича, которые также погибли в бою, защищая свою Родину…
В этом году нашей школе, которую более 35 лет назад окончил и я, исполняется 132 года. Хотя, наверное, здесь точнее будет сказать «исполнилось бы», поскольку сегодня где-то в деловых папках районного отдела образования уже лежит документ о ее закрытии. А над самим селом повисли угрюмая тревога и ожидание… На каждом перекрестке только и обсуждают горькую новость: так или иначе, она касается каждого жителя села, каждому она болит, как собственная рана и обида…
Справедливости ради надо отметить, что школа-музей в Воронцевичах, что на Толочинщине, представляет собой действительно самобытный объект культурного наследия. Созданная еще в 1884 году как церковно-приходская школа Старосельской волости, на нынешнем месте она открыта в 1956-м. В школьном краеведческом музее, где экскурсии проводят сами старшеклассники, собрана богатая коллекция старинных предметов народного быта и традиционных ремесел. Здесь на протяжении долгих лет с любовью и по крупицам создавалась летопись села, которое в этом году отмечает значительный юбилей — 515 лет. Да и не только одного села: делами и подвигами славных земляков-толочинцев создавалась эта летопись.
Местные сельчане, и стар и млад, всегда с восторгом ждут календарные фольклорные праздники. «Каляды», «Масленица», «Тройца», «Дзяды»… Художественная самодеятельность школы не раз была отмечена как на районных, так и на областных смотрах. А уж праздники в агрогородке Воронцевичи и вовсе невозможно представить без школьных концертов: они всегда проходят с таким размахом, с такой душой…
Не секрет, что в глубинке выросли многие талантливые люди — в науке, искусстве, спорте… Среди выпускников Воронцевичской школы — организатор партизанского движения Могилевской области Николай Сушков, Герой Социалистического Труда, заслуженный промышленник БССР Е.И. Климченко, доктор медицинских наук, дважды лауреат Государственной премии СССР М.Д.Князев, кандидаты исторических наук, члены Союза писателей Беларусь Э.А. Карнилович и В.С. Менжинский, кандидат философских наук Г.А. Корнилович и кандидат экономических наук Т.А. Ивченко, кандидат технических наук Я.И. Борковский, кандидат ветеринарных наук, декан факультета заочного обучения Витебской государственной академии ветеринарной медицины Г.В.Степанов, конструктор Д.П. Бельчик главный конструктор завода «Гомсельмаш» С.А. Федорович, чемпион СССР 1982 по футболу, главный тренер сборной Беларусь (2011—2014), сейчас главный тренер футбольного клуба «Минск» Георгий Кондратьев, заместитель председателя Госплана БССР Л. С. Сервиро, солистка Смоленской филармонии
Л.К. Комиссарова, полковники Советских вооруженных сил и милиции В.В.Степанов, О.К. Лемешев, В.Г. Хмелев, В.А. Горячев, подполковник воздушно-космических сил России В.Е. Фандо и др.
Как гром среди ясного неба обрушилась новость о закрытии школы и на руководство местного хозяйства ОАО «Комсомольская правда», к слову, одного из лучших в районе. Его механизаторы и животноводы — выпускники Воронцевичской школы и, «по совместительству», — родители ее нынешних учеников. Несколько лет назад по программе развития села были выделены немалые средства на строительство агрогородка Воронцевичи. Тогда же и в школе сделали капитальный ремонт: все здания покрасили, обшили доской, поставили громоотводы, во всех классах поменяли потолки и двери. Также привели в порядок все печи, которые ежегодно проходят проверку МЧС. При школе — большой огород и сад, откуда весь урожай поступает в школьную столовую.
— Еще в прошлом году ничто не предвещало беды, — недоумевают местные учителя, — поэтому мы отобрали восемь лучших учеников в 10-й класс. И вдруг неожиданно на электронную почту школы пришло сообщение, что по согласованию с Толочинским райисполкомом решили нашу среднюю школу реорганизовать в начальную…
Хотя на сегодня в школе 51 ученик и 12 малышей в детском саду, что немало для села. Тем более удивительно, что с родителями и учениками никто не разговаривал. И только после вмешательства журналистов в школу приехали заместитель председателя Толочинского райисполкома Инна Голубкова и начальник отдела образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома Ольга Шафранская. Но не для того, чтобы выслушать родителей и учителей, поговорить, посоветоваться, а чтобы просто поставить их перед фактом.
— Нам заявили, что учеников до 9 класса будут возить в Жукневскую базовую школу, — возмущаются родители, — но, во-первых, в Жукнево вместе с детским садом 42 ребенка, а у нас 63.
— Кто посчитает, сколько денег пойдет на ремонт и заправку школьных автобусов, которые будут курсировать по 4 раза на день из Воронцевичей в Жукнево? — вторят им неравнодушные жители села. — В отношении старшеклассников это тем более несправедливо. Кроме того, что они теряют при поступлении льготы для выпускников сельской школы, в которой, как ни крути, проучились большую часть своей школьной жизни, так еще каждый день будут вынуждены рано утром ехать за 18 километров в Толочин.
За этим многоголосием житейских доводов отчетливо слышится другая щемящая душу тревога: не могут чиновники, большинство из которых сами — родом из деревни, не понимать, что ликвидация или даже реорганизация школы, которая как очаг с огнем, держит вокруг себя жизнь, ведет к постепенному угасанию, оскудению и агрогородка, и самой деревни.
За наглядным примером далеко ходить не надо: в соседних Волковичах сравняли бульдозерами место, где еще недавно стояла школа, молодежь разъехалась из когда-то перспективной деревни. Волковичи перешли в разряд «вымирающих».
А сколько таких исчезнувших и исчезающих поселений на карте Беларуси…
Ну, были бы Воронцевичи действительно доживающей век деревушкой с тремя пенсионерами на скамейке! Но здесь живет более 300 человек, и почти 90 из них — дети и молодежь до 18 лет. Зачем же тогда было еще совсем недавно вкладывать деньги в строительство агрогородка? Горькая ирония судьбы — «подарок к 515-летию поселка», мрачно шутят односельчане….
— Нельзя закрывать школу в Воронцевичах, — горячо выступает в ее защиту и руководитель местного агрохозяйства Андрей Лисов. — Это же очевидно повлечет за собой массовый отток перспективных кадров из хозяйства. Молодые семьи уже сейчас говорят: «закроют школу — уедем». Да и согласно стандартам в агрогородке обязательно должна быть школа. Пусть не средняя, но хотя бы базовая. Возможно, следует предусмотреть внутреннюю оптимизацию школы. Например, за счет отмены выплаты 20% сельских, уменьшением количества факультативных занятий. Мы готовы вопросы коммунального обеспечения взять на себя, только бы школу, а с нею и жизнь в селе, сохранить.
…Узнав о закрытии моей родной школы, я первым делом обратился за комментарием для газеты к начальнику отдела образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома Ольге Шафранской. На мой вопрос она ответила вопросом: «Что вам всем далась это школа?»… Затем объяснила, что ей стыдно за такой «объект образования» в деревянных домиках с печным отоплением, что это уже даже не прошлый, а позапрошлый век… Хотя к качеству преподавания у местных властей претензий нет…
А мне вот о чем подумалось: по долгу службы я много путешествую и не раз замечал, что в разных странах как раз стараются с любовью и гордостью сохранять такие вот старенькие строения. Они — хранители истории и, собирая вокруг себя увлеченных, неравнодушных людей, являют собой вполне зримую преемственность поколений, здоровый фундамент любой национальной идеи. Размечтался и представил, как наша необычная «стыдная» школа в восьми хатках становится местом привлечения туристов, где в сувенирной лавочке продаются сувениры и поделки, сделанные руками школьников, а в столовой работает мини-кафе, где всегда можно отведать белорусские драники и блины…
«Размечтался!» — воскликнет скептичный читатель. А ведь на самом деле для воплощения этой идеи в нашей школе уже все есть. Или, по крайней мере, было…
Наслушавшись неутешительных разговоров в деревне и получив «весомые» комментарии районных чиновников, обратился с наболевшим вопросом в Министерство образования: «Зачем?!». Начальник управления общего среднего образования Светлана Уклейко согласилась, что Воронцевичская школа-музей, воспитавшая столько известных персон, действительно уникальна и заслуживает сохранения и продолжения традиций. Она также понимает, что сельским подросткам, окончившим 10 классов, будет сложно учиться в выпускном классе городской школы в 18километрах от дома. Но Светлана Васильевна пояснила, что вопросы закрытия сельских школ находятся в компетенции местных властей и пообещала сделать запрос в Витебский облисполком о сохранении школы.
Сегодня сельчане искренне надеются, что районные власти все-таки не проигнорируют общественное мнение — их должны волновать тревоги и судьбы своих же земляков.
Артур МЕХТИЕВ
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!