Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Портрет современника

№19 от 11 мая 2016 года

Философия управленческих решений
Философия управленческих решений

Попросите у любого белоруса сходу назвать три самых известных предприятия страны. В этой тройке обязательно окажется «Гомсельмаш» — крупнейший производитель специальной техники для аграриев. Семнадцать лет эту компанию, лидера белорусского сельхозмашиностроения, возглавлял лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валерий Алексеевич Жмайлик. На заводе он прошел путь от мастера до генерального директора. Управленцем оказался, что называется, от Бога: в годы его директорства предприятие заняло почти 15% мирового рынка в группе зерно- и кормоуборочной техники. Чем были для него самого эти годы, рассказал экс-директор, а ныне депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Жмайлик.

— Для меня это была просто работа, которую нужно было делать каждый день. Честно. Качественно. На мой взгляд, мы достигли колоссальных успехов благодаря тому, что государство приняло своевременное решение провести модернизацию «Гомсельмаша». Заручившись поддержкой Президента, мы превратили завод в одно из ведущих предприятий отрасли в Европе. Были годы, когда численность работающих в компании доходила до 28 тысяч человек! Мы продавали комбайны в 21 страну мира. Притом в солидных объемах. Опережали конкурентов по цене и качеству. Поставки шли на российский и украинский рынки. Потом вышли на китайский и европейский (Чехия, Словакия). Далее пошли Аргентина, Иран, Америка.

— Слабой позицией в деле вывода белорусских товаров за рубеж часто оказывается отсутствие сервиса. Как с этим справлялось ПО «Гомсельмаш»?

— Согласен, сложнотехническую продукцию без сервисных услуг продавать за рубеж сложно. Практически невозможно. Деньги для создания устойчивых товаропроводящих сетей в других странах требуются серьезные. Завод начал поставки на экспорт только тогда, когда достиг устойчивого финансово-экономического положения. Закладывали меньшую прибыль. Заключали договоры с дилерами, способными частично профинансировать продажи. Открывали совместные предприятия и дилерские центры. Вкладывали средства в подразделения, занимающиеся продажами техники. При этом из 20 тысяч работающих 1,2 тысячи человек занимались продажами, сервисом, гарантийным обслуживанием. А если приплюсовать сюда тех, кто продвигал экспорт за рубежом, — так и вовсе под 2 тысячи работников!

— Мировые производители сельхозтехники всегда строили большие планы на российском рынке. В этом деле «Гомсельмаш», на наш взгляд, пошел бы дальше всех, объединившись с «Ростсельмашем». Как завоевывали сердца российских хлеборобов и почему «не срослось» с ростовским предприятием?

— В Россию «Гомсельмаш» технику продавал всегда. Вначале, используя поддержку российского бюджета, наши комбайны шли в лизинг через государственные компании. Потом условия менялись. Перешли на региональные системы продаж. Стали искать пути вхождения в программы по поддержке российских сельхозпроизводителей, направленные на техперевооружение отрасли. Ведь самостоятельно практически ни одно хозяйство не может себе позволить купить такую дорого­стоящую технику как комбайн, цена которого — от 10 до 200 тысяч долларов! И это, нужно признать, заводу удалось — наша техника пошла в российские регионы!

Чтобы придать комбайнам статус российской продукции, стали открывать в России сборочные производства — в их числе «Брянсксельмаш» и ряд других, менее крупных заводов, которые собирали комбайны из наших машинокомплектов.

А теперь о «Ростсельмаше»… Да, в свое время (в 2011–2012 годах) мы намеревались объединиться с этой компанией. Однако переговоры закончились ничем. Не достигли согласия с собственниками «Ростсельмаша», которые оценили свое предприятие в нереальную сумму — 10 млрд долларов. Жаль, что объединения не произошло… Объединившись на более приемлемых условиях, Беларусь и Россия создали бы международный холдинг, способный составить серьезную конкуренцию мировым производителям сельхозтехники.

— Валерий Алексеевич, посоветуйте нашим молодым читателям: как стать директором такого предприятия, как «Гомсельмаш»? Пойти учиться в Белорусский национальный технический университет, где готовят знатоков самой крутой сельхозтехники?

— Необязательно. Но учиться нужно хорошо. Я, окончив школу с медалью, в 16 лет уехал из родительского дома (Валерий Алексеевич родился на Гродненщине — Прим. автора) в Гомель. Давно мечтая поступить в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ), отдал в этот вуз документы. На то время этот институт был, как говорит сегодня молодежь, самым продвинутым, имеющим хорошую школу подготовки технических кадров. Закончил механический факультет по специальности «тепловозы и тепловозное хозяйство». Потом была армия, где я, кстати, работал машинистом, оттачивая на практике полученные в вузе знания.

— И где пришлось служить? Кстати, дедовщины не боялись?

— В армии как в жизни: если человек чего-то стоит, он проявит себя с лучшей стороны — и в службе, и в дружбе. И дедовщины не испугается. Везде нужно уметь за себя постоять… Год в армии прошел на Оби в Уральском военном округе. Там мы строили железную дорогу недалеко от того места, где Обь впадает в Карское море. Служба в армии, как и у большинства отслуживших людей, оставила хорошие воспоминания, особенно о тех, с кем был рядом.

— Вы стали народным депутатом по Гомельскому сельмашевскому избирательному округу № 32 и за вас голосовали жители района, которые в основном работают на «Гомсельмаше». С какими просьбами они к вам чаще всего обращаются?

— Одни избиратели приходят с вопросами, другие — с предложениями, как улучшить жизнь в городе и стране, как совершенствовать работу отрасли. На все вопросы я стараюсь честно отвечать. И помогать, используя все инструменты, имеющиеся в рамках депутатских полномочий.

С работниками же «Гомсельмаша» встречаюсь практически каждый месяц, с некоторыми — и не раз… Но советы никому не даю, даже если попросят, я только высказываю свое мнение. А как поступать в той или иной  ситуации — дело каждого...

— Вы являетесь членом Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам. Какие важнейшие, на ваш взгляд, документы были приняты парламентом в последние годы? Какие из них помогут повысить роль Беларуси на международной арене?

— Был принят ряд важных документов, регламентирующих жизнь общества. Это Трудовой и Налоговый кодексы, закон о здравоохранении и социальном обеспечении, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года... Ежегодно принимается государственный бюджет —  главный документ, по которому целый год живет страна. Считаю, что в бюджете важно не просто его распределение, а поиск новых возможностей обеспечения жизнедеятельности общества, состоящего из конкретных людей — тех, кто потом принесет в этот самый бюджет деньги…

А теперь хотелось сказать о роли Беларуси на международной арене, ее независимости… На мой взгляд, если человек защищен морально и физически, если его сопровождает по жизни ощущение комфорта, если он получает достойную заработную плату, на которую можно жить, дать хорошее образование детям, получить соответствующее медицинское обслуживание — это и есть самая главная независимость страны. Она — в независимости каждого гражданина нашей родины.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

…Пить кипяток? Спать в ванне, полной воды? Любить математику, архитектуру, волейбол, химию, плавание, литературу?

Шедевры ткацко-швейного искусства, создаваемые оршанскими ткачихами и швейниками, делают нас, белорусов, аутентичными, отличными от других народов!

Юлия Латушкина — известный отечественный дизайнер в мире моды. Проходила стажировку в школе моды Letto Verain в Берлине, работала в доме моды Catta Donkeshott в Амстердаме, участвовала в fashion-турах по странам Европы, завоевывала титулы на таких престижных конкурсах, как «Кутюрье года» (Москва), «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург), «Автограф» (Киев), «Печорские каштаны» (Киев), «Белая амфора» (Витебск). В 2009 году разработала коллекцию вечерних платьев для галереи Lafayette (Германия), а в 2010 представила собственную марку – LATUSHKINA.

«Это я автор скульптур возле цирка», — гласит надпись на баннере на главном проспекте Минска.