Глава государства поручил правительству активизировать переговоры по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию. Об этом после совещания у Президента 29 марта сообщил журналистам премьер-министр Андрей Кобяков. «Президент принципиально дал согласие, чтобы этот процесс белорусской стороной был заметно активизирован… Вступать в ВТО будем», — сказал глава правительства. Он отметил, что для Беларуси сейчас удачно складываются обстоятельства, чтобы завершить переговорный процесс.
Беларусь и ВТО
Во-первых, все партнеры по Евразийскому экономическому союзу уже являются членами ВТО: Кыргызстан — с 1998 года, Армения — с 2003-го, Россия — с 2012-го, Казахстан — с 2015-го.
Во-вторых, западные государства после недавнего снятия санкций с Беларуси также выразили готовность перейти к активной фазе переговоров по вступлению нашей страны в ВТО.
«Уже эти факторы говорят о том, что наш процесс имеет все шансы на успех в относительно короткий промежуток времени. Я бы не стал забегать вперед, но думаю, что это не более чем в среднесрочной перспективе», — отметил Кобяков.
Беларусь ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию с 1993 года. Неоднократно ставилась под сомнение целесообразность членства страны в ВТО. По мнению специалистов, сдерживающим обстоятельством является требуемая ВТО либерализация экономики, последствия которой государству будет значительно сложнее контролировать. Также для вступления нужно снять спорные вопросы в торговле со странами, уже входящими в организацию, поэтому так и затянулся весь процесс. «Белорусская сторона рассчитывает на то, что в ближайшее время страны-участницы ВТО окончательно сформулируют свои предложения по условиям, на которых Беларусь присоединится к организации, и сразу после этого будет составлен график переговорного процесса», — сообщил после совещания у Президента Кобяков.
Всемирная торговая организация в ее нынешнем виде была образована в 1995-м с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений ее участников. Она является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле. Сейчас в ее состав входит 162 страны.
Зачем нам это надо
Вступление в ВТО прежде всего позволяет ее участникам понизить торговые барьеры между собой. А это значит, что развивать реализацию белорусских товаров за рубежом и импортировать заграничные товары в нашу страну станет значительно легче и эффективнее. С одной стороны, импорт подешевеет из-за снижения таможенных пошлин, а с другой — продукцию белорусского производства будет ждать серьезнейшее испытание на конкурентоспособность.
«Если мы вступим в ВТО, то у нас будут дешевые импортные товары, но у нас может не стать рабочих мест, чтобы платить за них. Могут рухнуть целые отрасли», — говорит заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Беларуси Ирина Новикова. По ее словам, это может коснуться сельского хозяйства и машиностроения. «Во-первых, нас сразу положат генномодифицированные продукты. Их можно производить со значительно меньшими затратами, поэтому мы не выдержим конкуренции даже в отношении продукции из Европейского союза, не говоря уже о Соединенных Штатах Америки. Во-вторых, не выдержит наше машиностроение. Представляете, если на нашем рынке продукция марок МАЗ, «Вольво» и «Мерседес» будет стоить одинаково?» — отмечает доктор экономических наук. Как считает эксперт, для нивелирования негативных последствий от вступления в ВТО Беларусь обязательно должна добиться определенных условий для своих уязвимых отраслей экономики. «Можно выторговать преференции. То есть получить право назначить повышенную таможенную пошлину, чтобы в течение определенного периода перестроить ту либо иную отрасль», — подчеркивает Новикова. Одновременно ужесточение конкуренции после вступления в ВТО будет толкать белорусских производителей к повышению качества продукции.
Посол России Александр Суриков поддерживает стремление руководства Беларуси вступить во Всемирную торговую организацию. Об этом он заявил на пресс-конференции в Минске 31 марта. По словам Сурикова, Беларусь столкнется с определенными сложностями для своей экономики в случае вступления в ВТО. «Не все, бесспорно, но кое-что опасно, кое-что нужно. Но раз принято решение вступать, значит, нужно вступать», — сказал посол, напомнив, что партнеры Беларуси по ЕврАзЭС уже являются членами ВТО. «Есть одна составляющая – политическая, достаточно мощная. И второе – внутренние интересы государства. Как они совместятся при вступлении в ВТО и дальнейшей работе в этой организации – это вопрос практики, — продолжил А.Суриков. — Надо вступать, наверное, а дальше в рамках этих правил поискать возможности поддержки своей экономики, чтобы она более успешно конкурировала на мировых рынках».
Российский посол подчеркнул, что при решении стран о вступлении в ВТО в первую очередь доминирует политический подход. «И находиться в отдельности от него… что двигало Российскую Федерацию, вроде как политически неприлично, вроде как самоизоляция такая получается, — сказал А.Суриков и добавил: — Но в то же время надо понимать, что, вступая в ВТО, твоя экономика начинает работать по правилам этой организации. Ты лишаешься части возможностей создавать собственные правила, в том числе преференциальные для своей экономики».
Интересы государства важнее всего
«Вступая в ВТО страна проходит длительный путь, — рассказывает директор Департамента внешнеэкономической деятельности белорусского МИДа Роман Соболев. — Это переговоры не только практически по каждой позиции, но и по услугам, и по технической поддержке. Плюс к этому, мы контактируем не с одной страной, а со всеми странами-членами ВТО, которые заинтересованы согласовывать позиции с нами. Нам нужно провести переговоры только по товарам с теми тринадцатью странами, которые такие пожелания высказали. Возможно, что в конце этого процесса количество заинтересованных стран увеличится. В принципе, активизация вступления заключается в том, что белорусская команда будет отстаивать те интересы, которые у нас есть, то есть позиции, которые будут обозначаться органами госуправления, нашей промышленностью, сельским хозяйством, регуляторами услуг и т. д. Можно, конечно, вступить быстро, но тогда возникает обоснованный вопрос: а на каких условиях? Именно условия вступления являются основополагающим моментом для определения тех сроков, за которые мы хотим пройти этот путь…».
Нам необходимо членство в ВТО – организации с понятными, стабильными и известными всем странам-участницам правилами игры. Членам ВТО интересно, чтобы их торговый партнер, в данном случае Республика Беларусь, также применяла те общепринятые стандарты и нормы, которыми они руководствуются.
Но есть и нюансы. Как отметил Роман Соболев, «монетизировать» наше членство во Всемирной торговой организации на данном этапе достаточно сложно. «Мы рассчитываем на то, что после нашего вступления в эту организацию будем иметь стабильные правила игры. Все наши партнеры по ЕАЭС являются членами ВТО, то есть мы работаем по тем стандартам, которые заложены этой организацией. Хотелось бы получать некие выгоды от того, что мы уже делаем. Сейчас Беларусь активно продвигает свои товары на экспортные рынки. Одним из инструментов такого продвижения является заключение соглашения о зоне свободной торговли. Наши партнеры иногда задают вопрос: как мы будем разрешать некие споры, которые возникнут в рамках исполнения Соглашения о свободной торговле? ВТО — это не застывший организм. Постоянно ведутся переговоры по новым правилам, и нам необходимо участвовать в их разработке, потому что все равно: либо напрямую, когда мы станем членом ВТО, либо через механизмы ЕАЭС, придется их у себя внедрять. Нужно участвовать в формировании тех подходов, которые выгодны именно нашим производителям и нашей экономике, и именно для этого нужно становиться членом ВТО. Какие требования нам могут выдвинуть страны-участницы? У каждой свои запросы. Например, Бразилия славится своим сельским хозяйством и производством мяса. Естественно, ее будет интересовать доступ на рынок сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь. Страны ЕС, также с хорошо развитым сельским хозяйством, будут интересоваться и доступом на рынок промышленной продукции. Итоговые требования и условия нашего вступления будут зависеть от того, как мы проведем переговоры абсолютно со всеми странами-членами», — уверен представитель МИДа.
Вступление в ВТО
Плюсы
1. Создается правовая основа для устранения количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, применяемых в торговле с Беларусью, уменьшения риска одностороннего произвола в отношении товаров со стороны ряда стран, прежде всего развитых;
2. Международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, постоянный доступ к мировым рынкам;
3. Возможность пользоваться механизмом разрешения споров в рамках ВТО, который обеспечивает защиту торговых интересов страны;
4. Предсказуемый инвестиционный климат и привлечение иностранных капиталов в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт отрасли экономики;
5. Снижение стоимости жизни населения за счет снятия протекционных торговых барьеров: удешевление не только импорта, но и отечественных товаров, в производстве которых используются импортные компоненты;
6. Развитие новых технологий;
7. Повышение доходов отечественных производителей за счет увеличения экспорта продукции и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет республики.
Минусы
1. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров вследствие удешевления импорта;
2. Достаточно жесткие условия, предъявляемые к различного рода преференциям в отечественной экономике;
3. Требования со стороны ВТО глубоких структурных реформ белорусской экономики, снижающих ее социальную направленность.
Как видим, никто не дает однозначного ответа в пользу или против вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию. Высказаться однозначно очень сложно – влияет масса экономических и политических условий. Для отдельных отраслей нашей экономики это будет определенно выгодно, например, для производства калийных удобрений, которые традиционно не очень-то желанны в Европе и подвергаются квотированию, легкой промышленности, испытывающей постоянные ограничения. А вот машиностроение, сельское хозяйство… В целом для Беларуси это будет непростой процесс, так как ВТО предъявляет строгие условия к различного рода преференциям и субсидиям. После вступления наступит время жесткой конкуренции, результаты которой будут напрямую зависеть от умения наших производителей действовать согласно законам реального рынка. Будем надеяться, что во время переходного периода мы успеем основательно подготовиться к изменяющимся правилам игры.