На Зимнем международном фестивале искусств в Сочи народный артист России Олег Меньшиков со своим духовым оркестром показал спектакль-концерт «Оркестр мечты. Медь». В нем Меньшиков читает главы из своей «книги», иногда поет песни в сопровождении оркестра, но чаще просто звучат мелодии из прошлого, которое вспоминает актер. Мелодии разные — фокстроты, вальсы, джазовые стандарты, даже классика — «Болеро» Равеля или хор из «Набукко» Верди. Спектакль настолько меня потряс, что я бы очень хотел, чтобы его увидела белорусская публика.
Кстати, Олег Меньшиков получил огромную популярность после того, как сыграл, еще студентом роль Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». После было много других фильмов, некоторые отмечены наградами, а за роль в картине Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» он удостоился Государственной премии России. С апреля 2012 года Меньшиков — художественный руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой.
–– Олег Евгеньевич, у вас удивительный оркестр, который хочется слушать и слушать. А как он был создан?
–– Это произошло несколько лет назад в Москве на базе молодежного духового оркестра: 25 человек сами пришли ко мне с предложением совместно поработать. Они сначала, уговаривали, приносили записи. И мы решили рискнуть. Создал я его потому, что у нас нет культуры духовых оркестров. На Западе такие оркестры очень популярны и собирают стадионы. Наш оркестр, в отличие от других, исполняя музыку, не сидит на месте, весь концерт музыканты стоят, танцуют, их выступление получается как настоящее шоу. В России ничего подобного не было, и мы заполнили эту нишу, создав бандитско-хулиганский оркестр наподобие того, что был в фильме «Веселые ребята». Я ребятам очень признателен. У такого коллектива колоссальные возможности. И жанр, который мы придумали — союз драматического артиста с духовым оркестром, – это одно действующее лицо.
–– Вы сами играете на каком-нибудь инструменте?
–– С детства у меня был интерес к музыке, и родители это заметили — купили скрипку и отдали меня в музыкальную школу, за что я им безумно благодарен. В музыкальной школе также научился играть на фортепиано. Можно сказать, что все началось именно тогда. Этот оркестр — оттуда, родом из детства.
–– Вы и режиссер, и главный герой спектакля «Медь». Как совмещаете такие роли?
–– Я уже давно совмещаю эти две роли и воспринимаю это как данность, поэтому и не думал, что из них первостепенно. Сам спектакль для нас настолько новый жанр, что мы сами пока не понимаем, как его назвать. То ли спектакль, то ли концерт.
–– Олег Евгеньевич, расскажите про хореографию спектакля.
–– Постановкой занимался известный хореограф Егор Дружинин. Выбор пал на него, потому что оркестр выходит на драматическую сцену, и музыканты должны не просто сидеть и играть, а еще уметь при этом петь и двигаться, что они, как я уже говорил, и делают в спектакле. Еще и дуэли на барабанах устраивают, и в зрительный зал выходят. Оркестру необходимо чувствовать музыку не только в своем профессиональном плане, но и как это положено драматическим артистам. Егор в этом смысле был и остается абсолютно незаменимым. Он ощущает особую природу существования на сцене. Думаю, есть мало людей, кто обладает таким умением.
–– Дополнительная нагрузка не сильно отвлекает музыкантов от исполнения?
–– Всякое бывало. Но назовите мне артиста, который не забывал текст на сцене. Или танцора, который не ронял партнершу. Нет таких. Киксуют, конечно. Но — в допустимых пропорциях.
–– Вы помните свой первый выход на сцену?
–– Это было в Малом театре, где нас, студентов, постепенно приучали играть в массовке. А когда я начинал исполнять небольшие роли, то однажды забыл текст. Это было в испанской пьесе «Ревнивая к себе собой» где все в шляпах, со шпагами. И вот я отыграл первую сцену и вдруг понимаю, что забыл текст, передо мной белый лист. Женщину-суфлера не слышал, и она по пояс выскочила, чтобы подсказать мне, все вокруг также стали подсказывать, а у меня провал. Это было, наверное, секунды, а показалось целой вечностью.
–– Что советуете молодым артистам, которые только начинают?
–– В первую очередь развивать человеческую и творческую интуицию. Потому что наш жизненный путь разнообразен и на нем часто можно вступить не в то, что нужно. Для этого надо обладать чувством осторожности. Талант нужно в себе растить. Он дается от Бога. Как говорят: он дал, он и взял. Поэтому за талант нужно переживать и сражаться.
–– Что вас волнует в последнее время?
–– Мы все дальше и дальше друг от друга, безжалостнее, у многих пропало чувство сострадания.
–– Говорят, у человека в жизни набирается не больше пяти часов полного счастья. Можете вспомнить такие моменты?
–– К примеру, когда я вышел на сцену театра «Глобус» в Лондоне, а там восторженный рев, когда нашего «Есенина» ходили смотреть Аль Пачино и Лайза Миннелли, когда Джулия Ормонд в «Цирюльнике» мне сказала при знакомстве: «Так ты тот парень!». Это было счастье. А личные моменты пусть будут при мне.