Кто и как проводит техническое обслуживание жилого фонда
Системе ЖКХ по заслугам досталось за последние недели на орехи — уж слишком много вопросов накопилось у общества к этому монополисту. Жестко отреагировала и власть, возбудив против чиновников коммунального ведомства целый ряд уголовных дел. Сказать что-то внятное в свое оправдание у представителей системы ЖКХ пока не слишком получается, даже назначенную пресс-конференцию отменили без объяснения причин. Впрочем, может, оно и к лучшему — в ситуации, в которой оказалась отрасль, лучше не говорить, а что-то делать...
Одной из мер, принятых для наведения порядка в этой сфере, стало создание во всех районах Минска так называемой «службы заказчика» — структуры, представляющей интересы собственников жилых помещений перед организациями ЖКХ. Первомайский и Партизанский районы Минска еще год назад стали экспериментальными, именно там начали внедрять новые подходы в работе. Увеличившиеся на порядок цифры в жировках стали причиной активизации процесса реформирования — к 1 марта такие службы были сформированы во всех остальных районах столицы.
Основными функциями нового подразделения является предоставление услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, вывозу и обезвреживанию бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтов. Также в его компетенцию входит проведение конкурсов на оказание услуг и работа с обращениями граждан.
А как же проходят текущие работы по техобслуживанию и ремонту, кто осуществляет контроль за их выполнением? Корреспондент газеты «7 дней» сумел, что называется, «в поле» разобраться с тем, как работает новая служба. Помогла нам в этом нелегком деле Татьяна Пекарчик, инженер ГП ЖЭУ-7 ЖРЭО Первомайского района. «Мы занимаемся техническим обслуживанием зданий и сооружений. За каждым участком закреплен хаус-мастер — рабочий комплексного обслуживания зданий и сооружений, который проводит техобслуживание на основании технологических карт, в которых указана периодичность выполнения каждого вида работ», — рассказала Татьяна Викторовна и предложила пройти на объект — к одному из жилых домов.
В подвале и знакомимся с непосредственным исполнителем работ. «Сейчас наш хаус-мастер Александр Красавский осматривает теплоузел: все ли в порядке, нет ли утечек воды, — поясняет Татьяна Пекарчик. — В случае мелких неисправностей или, к примеру, вышедшего из строя вентиля он может отремонтировать все сам. Но если неисправны более пяти вентилей, мы пишем справку в ЖРЭО, службе заказчика — это уже текущий ремонт. Тогда необходимо проведение конкурса на закупку материалов и выполнение работ. Снятие показаний общедомовых электросчетчиков, проверка состояния подъездов, электрощитовых, работоспособности освещения — все это тоже входит в обязанности наших «хаус-мастеров».
Нередки случаи, когда бдительные жильцы возмущаются цифрами в пункте «Техобслуживание» жировок — дескать, деньги берут немалые, а выполняются ли эти работы в действительности и насколько качественно? Работу хаус-мастеров проверяет технадзор. Как функционирует эта служба, нам рассказала Виктория Сухнат, заместитель начальника отдела по техническому обслуживанию и технадзору ЖКХ Первомайского района: «Мы систематически проверяем работу ЖЭСов и в частности хаус-мастеров: берем журнал, где фиксируется выполненный объем работ, и сверяем соответствие действительности. Жилфонд обслуживается в соответствии с утвержденными графиками, которые составлены на каждый конструктивный элемент жилого дома. Например, ЖЭС отчитался, что выполнил определенный перечень работ — инженер нашего надзорного органа проверяет, выполнено ли это на самом деле и соответствует ли техническое состояние определенного участка требуемым нормативам. Кроме этого, инженеры систематически проводят самостоятельные проверки состояния жилфонда, выписывая при необходимости предписания, в которых определяются сроки устранения несоответствий. По истечении этих сроков нами опять проводится проверка. Если обнаружится, что работы должным образом не выполнены, снимается соответствующий объем, не начисляется заработная плата и, как следствие, цифра в жировке, в графе «Техобслуживание», уменьшается».
Что ж, вроде бы все в порядке: одни обслуживают и ремонтируют, вторые проверяют и контролируют, третьи считают и начисляют, а четвертые – послушно оплачивают. Будем надеяться, что в этой цепочке взаимоотношений наконец-то установятся экономически оправданная логика и взаимопонимание.