Этими проникновенными женскими голосами мы окружены постоянно. Их дикция, тембр, тональность, паузы идеальны. Они не холодны, но и не заигрывают. Они экспрессивны, но не раздражают. Они облегчают нам жизнь — подсказывают, помогают сориентироваться в возможностях мобильного телефона, приглашают за покупками в магазине и приветствуют на вокзале. Как выглядят милые создания, чьи голоса горожане и гости столицы слышат ежедневно и многократно, решила выяснить корреспондент газеты «7 дней» накануне Дня женщин.
Зовущая в путь
Стать голосом главного железнодорожного вокзала страны певице Русе («в миру» — Марине Шукюровой) помог приятель-музыкант, который однажды порекомендовал ей такую работу. До этого у нее уже был опыт работы по озвучке в белорусской версии мультфильма «Шрек» — там она говорила голосом Фионы. А главная ипостась Марины в том, что девушка является лидером и вокалисткой этноэлектронного проекта Shuma, где выступает под псевдонимом Руся. Сегодня она также профессионально дублирует в кино и работает частным тренером по дизайну голоса, то есть помогает людям найти свой природный голос, овладеть и управлять им.
Кастинг голоса для вокзала Марина прошла быстро, после записи образцов речи на русском, белорусском и английском языках. Выбрали именно ее.
— Старалась произносить речь без холодных ноток — мягко и нежно, представляла, как будто встречаю родных и близких на вокзале. В итоге получились такие теплые интонации. Друзья теперь эсэмэски строчат с вокзала, что рады начать или завершить свое путешествие в моей компании, комплименты пишут вроде «Руська, мы прибыли, и твой голос нас встретил!».
Во время записи, рассказывает Марина, она буквально впадала в транс. Ей нужно было начитать цифры от 1 до 1000 на трех языках, чтоб не терялся темп и тон, все цифры на одной ноте. И вот когда начиналось 100 и больше — звукорежиссер, куратор и все, кто слушал, начинали сходить с ума от монотонной начитки. Действовало почти как гипноз!
Кто-то теряет, а кто-то находит
Диктором сектора информации покупателей ОАО «ЦУМ» Марина Петровская работает уже шесть лет. Успешно прошла прослушивание — кастинг проводился среди всех работниц магазина. Марина Валентиновна делает объявления в радиоузле универмага вместе со своей более опытной коллегой Ириной Николаевной Куделько, которая трудится на этом месте уже больше 17 лет. Марина многому научилась у нее.
— Самое сложное — все время быть внимательной, чтобы прочитать слова без ошибок и так донести информацию до покупателей, чтобы нас услышали и поняли. Естественно, что текст предварительно надо досконально изучить. И, конечно, если заниматься эти делом долгое время, приходит профессионализм, вырабатывается своеобразный стиль, начинаешь чувствовать интонацию, — говорит Марина Петровская. — Всегда с удовольствием читаю поздравления с праздниками для работников нашего универмага еще до открытия магазина, а потом — для покупателей. Приятно рассказывать про акции и объявлять о скидках.
Буквально ежедневно, рассказывает Марина, люди обращаются с просьбой помочь в поиске потерявшихся в торговом центре детей, а бывает, что теряются и сами родители, гости столицы. Люди забывают на кассе свои банковские карточки. И Марина, торопясь им помочь, ни на мгновение не должна проявить спешку в голосе — слова нужно произносить четко, уверенно и спокойно!
Опять робот?
Ирина Стецко начала свою трудовую деятельность сотрудником колл-центра МТС. А потом ее голос оказался лучшим среди 100 претендентов из числа работников компании для озвучивания голосового меню этого оператора. Сегодня Ирина — ведущий специалист в группе анализа и статистической отчетности, а ее голос приветствует каждого абонента МТС. Во время записи Ирина старается думать о чем-нибудь позитивном и всегда улыбается, чтобы передавать слушателям только положительные эмоции. Больше всего девушке нравится произносить поздравления с Новым годом и Рождеством. Случалось, что клиенты, которые звонили в контактный центр, не всегда понимали, когда говорила сама Ирина, а когда звучал ее автоматизированный голос. Сама девушка объясняет это долгой практикой, позволяющей ей скрывать любые эмоции, и особенностями голоса.
А за окном то дождь, то снег
Алена Ковко начитывает сводки прогноза погоды для телефонной службы 195 с октября 2015 года. Ее голос звучит каждые четвертые сутки: на дежурство сотрудницы Республиканского метеоцентра выходят по очереди. Информация обновляется каждые три часа. Родственники и знакомые поначалу часто звонили Алене, чтобы сообщить: мол, «слышали твой голос». И сейчас любят шутя пожурить: «Чего ты дождь объявила, а дождя нет?!» Или ругаются, что зонтик дома оставили и промокли. Приходится объяснять, что она не синоптик, а — инженер-электроник! Хорошо поставленный и звонкий голос, это не главное в ее работе, гораздо важнее умение обращаться и разбираться в сложной технике.