О том, почему вопрос «Кто последний?» теряет актуальность
Процесс информатизации столичных поликлиник продолжается не первый год. Пациенты имеют возможность записаться на прием к врачу не только через многоканальную телефонную связь, но и с помощью интернет-технологий. Уже практически во всех столичных поликлиниках для заказа талонов работают инфокиоски и специальные терминалы. Активно внедряется система электронной очереди (по аналогии с той, что действует в банках и почтовых отделениях) и выписки электронных рецептов: в ближайшее время такие рецепты начнут действовать практически по всей стране. А как работают современные технологии на практике? Узнать о новшествах в работе столичных медиков мы отправились в 39-ю городскую поликлинику.
Попасть в базу
Главный врач Ольга Есманчик поделилась интересным опытом:
— Наша поликлиника — самое молодое медучреждение столицы, она была открыта 7 ноября 2014 года. Все рабочие места изначально компьютеризированы, мы стали первой поликлиникой, в которой было применено электронное расписание работы врачей, специалистов функциональной диагностики и клинико-диагностической лаборатории. Вся информация о графике работы специалистов дублируется на нашем сайте. Действует электронная регистратура: пациент имеет возможность ознакомиться с информацией о наличии вакантных талонов на прием к врачу. Главное в этом случае — находиться в базе данных поликлиники. Такое право имеют все граждане, зарегистрированные в зоне обслуживания поликлиники либо те, кто получил такое право согласно постановлению Минздрава №229, которое позволяет гражданам получать медицинскую помощь в тех медучреждениях, в районе которых они проживают.
Электронная очередь
Поликлиника в день своего открытия также была единственной в городе, где установили систему электронной очереди. Она есть в тех подразделениях медучреждения, в которых не выдаются талоны на прием: клинико-диагностическая лаборатория, процедурные, прививочные, кабинеты доврачебной помощи, функциональной диагностики и т.п. Преимущества электронной очереди неоспоримы: есть возможность разделить поток пациентов на взрослый и детский, выделить льготную категорию граждан, которая имеет право на внеочередное обслуживание — система сама в первую очередь вызывает на прием граждан, имеющих льготы. Медработникам теперь не надо отвлекаться от своих профессиональных обязанностей, вызывая пациентов на прием и контролируя соблюдение внеочередности льготных категорий.
Электронный рецепт
Продолжая тему электронных новшеств, внедряемых в работу нашей поликлиники, стоит отметить еще одно — мы стали одним из четырех лечебных учреждений, принимающих участие в пилотном проекте по внедрению электронного рецепта. Сейчас своим пациентам мы бесплатно выдаем электронные карточки со штрихкодом для сканирования. Карточка «привязана» к личному номеру паспорта гражданина: в перспективе планируется переход к электронной амбулаторной карте. Некоторые опасаются, думая, что информация о пациенте, находящаяся на электронной карте, может быть доступна третьим лицам, например, провизорам в аптеках при отпуске лекарств. Однозначно нет! Провизор на своем рабочем месте может увидеть только рецепты с дозировками и информацию о датах приобретения того или иного препарата, и больше ничего! Карточка соответствует всем международным стандартам в плане безопасности, и информация об истории болезни может быть доступна только врачу. В пилотном проекте «Электронный рецепт» участвуют только аптеки РУП «Белфармация», так как имеют возможность отпуска препаратов не только по общим, но и по льготным рецептам. Человек получает на руки не только электронный вариант рецепта, но и письменный — даем возможность пациентам выбирать аптеки для реализации различных дисконтных программ. Какие очевидные плюсы электронного рецепта? Почерк врача всегда разборчив, дозировки и формы выпуска конкретные — перепутать невозможно. Также врач всегда видит, что, когда и в каком количестве было отпущено пациенту — контролировать процесс и правильность назначенного лечения стало проще и эффективнее.
Вызов врача на дом
Кроме традиционного вызова врача по телефону, сейчас существует также возможность сделать это с помощью интернета, находясь на сайте медучреждения: в этом случае необходимо заполнить все необходимые идентификационные данные: Ф.И.О., дату рождения, место регистрации и т.д., а можно, имея нашу пластиковую карточку, внести только последние пять цифр штрихкода, и система мгновенно увидит, что такой-то гражданин есть (или нет) в системе поликлиники и имеет (или не имеет) право вызвать врача на дом — если все хорошо, врач вызывается. Такая же функция добавлена в терминалы «Электронная регистратура» и «Электронная очередь» — колоссальная экономия времени на вводе идентификационных данных.
Согласно данным статистики, порядка 80% проблем со здоровьем решается на уровне первичного звена здравоохранения, в том числе поликлиник. Работа этого звена напрямую влияет на эффективность деятельности всей системы здравоохранения в целом и, как следствие, на состояние здоровья конкретного человека. Эффективность работы новых технологий в этом сегменте будет зависеть от активности и грамотности населения в пользовании новинками, а также от использования медперсоналом в полной мере широких возможностей информационных инноваций. Наступило время, когда, заходя в поликлинику, человек направляется не в регистратуру, а к электронному терминалу.
Видеоконференции
Практически на всех рабочих местах руководителей в нашей системе здравоохранения есть техническая возможность участвовать в видеоконференциях. В установленное время проходят видеосовещания с Комитетом по здравоохранению — нет необходимости срывать главврачей с рабочих мест, тратить определенное время на дорогу и т.д. Также в любой момент можно детально обсудить с коллегами сложные вопросы. На базе поликлиники находятся кафедра общеврачебной практики БелМАПО, кафедра поликлинической терапии Белмедуниверситета — видеоконференции со студентами очень наглядны, информативны и эффективны.
«Некоторые с опаской поглядывают на электронные терминалы, но снова и снова сталкиваясь с ними, понимают — за этим будущее, — делится впечатлениями Лариса Владимировна, пенсионерка. — Вот уже в который раз прихожу в процедурный кабинет по направлению врача. В очереди смотрим телевизор (местная видеосеть транслирует ролики о здоровом образе жизни. — Прим. авт.), ждем вызова. Мне такая новинка нравится — не надо спрашивать: «Кто крайний? А вы за кем?» Бывает даже, заговоришься или замешкаешься, пропустишь свою очередь — информатор повторно пригласит!»