На днях в Министерстве торговли состоялось совещание, которое затронуло многие ведомства страны. Проблема, что была вынесена на обсуждение, касается в первую очередь объектов торговли, но оказалось, что заинтересованных в обсуждаемой теме куда больше. Собраться за круглым столом было предложено представителям министерств: торговли, внутренних дел, здравоохранения, образования, по налогам и сборам, а также представителям торговых сетей, общественных организаций по защите прав потребителей, юристам. А обсудить нужно было вот что: в последние несколько лет в Беларуси появились коммерческие организации, которые, якобы защищая права потребителей от нерадивых торговцев, на самом деле занимаются вымогательством. Причем делают это настолько просто и в то же время хитроумно, что органам власти остается только недоумевать и фактически оставлять это все безнаказанным. Почему? Как? Давайте разберемся.
Я буду жаловаться!
Заходит рядовой покупатель в какой-нибудь гипермаркет. Находит, скажем, сырок с истекшим сроком годности и, ликуя, зовет к себе продавца или администратора: «Вот, смотрите, что вы людям продаете! Это же кошмар! Я требую сатисфакции! Я буду жаловаться!». Молодец? Нет, не молодец. Вместо того чтобы просить книгу замечаний и предложений, требовать качественный товар или же, в конце концов, жаловаться в торгинспекцию Минторга, этот самый покупатель начинает вести себя довольно странно.
Заговорщицки подмигивая нервничающему продавцу, он предлагает тому… пройти обучающие курсы о правилах ведения торговли. И тогда злосчастный сырок не станет камнем преткновения в их дальнейших дружеских отношениях. Курсы, естественно, платные. Но все официально, да-да, с заключением договора, с читающими лекции преподавателями. А в случае отказа покупатель грозит проверками, инстанциями и чуть ли не закрытием магазина. Ерунда? А вот многим попавшим в подобную ситуацию руководителям объектов торговли было не до смеха. Как оказалось, масштабы деятельности таких «покупателей» и стоящих за ними всяческих ООО велики и они стали головной болью многих, на первый взгляд, казалось бы, даже непричастных к торговле ведомств.
…Существующая законодательная база позволяет, во-первых, регистрировать подобные коммерческие структуры, во-вторых, проводить эти самые семинары, в-третьих, заключать договоры с юридическими или физическими лицами на посещение этих учебных курсов. И, наконец, самое приятное — совершенно безнаказанно класть полученную в итоге денежку себе в карман.
Вы нас отравить хотите?!
Юристы, присутствовавшие на совещании, поделились техникой, как выстраиваются схемы ловушек для торговых работников. Самый излюбленный и надежный метод для охоты — просроченный товар. Выяснилось это, в частности, и с помощью камер наблюдения.
Более того, зная, как многие обыватели недолюбливают торговых работников, эти коммерческие организации делают свои рейды публичными, смакуя чуть ли не каждый выход в торговый зал в многочисленных публикациях в стиле: «Ату этих торгашей, смотрите, как они нас надувают! Ну мы им покажем!». Причем прекрасно зная, что по Указу Президента №510 общественные объединения защиты прав потребителей не могут проводить проверки торговых объектов, они прячутся за личинами якобы обычных рядовых покупателей. Только почему-то носящих в карманах бланки договоров о проведении обучающих курсов...
Деньги из воздуха
…Естественно, каждую такую публикацию читатели встречают, что называется, рукоплеща. Не зная, что на самом деле за добрыми лицами робингудов, защищающих простой покупательский люд, скрываются мошенники, которым наплевать на просроченные сырки и которых интересует лишь прибыль. Кстати, о прибыли. Стоимость предлагаемых курсов — от 400 тысяч до 2 миллионов рублей на каждого участника. Вроде бы не такая уж и «деньга». Но оказалось, что в масштабах «галактики» вырисовывается кругленькая цифра. Ведь если магазин крохотный, шаговой доступности, в каком-нибудь поселке, и на семинар получится «вытащить» одного-двух человек, то из сотрудников гипермаркетов можно «сколачивать» «футбольные команды» потенциальных слушателей курсов!
Из озвученной на совещании статистики: оборот одной такой структуры за прошлый год составил от 700 млн до 2 млрд рублей. А подобных организаций только в столице 17! И ведь это деньги, зарабатываемые фактически из воздуха. За ноябрь-январь 2015—2016 года по Минску и Минской области эти семинары посетило 1065 человек, было заключено 892 договора на их проведение.
И как же бороться с этими «ходунами», как их горестно успели окрестить в Минторге? Прошедшее совещание лишний раз подтвердило, что сделать это будет ой как нелегко.
Что будем делать?
Представитель Министерства образования пояснила, что этот вид деятельности — семинары, курсы — не относится к лицензируемой и поэтому не является надзорным этим ведомством. И запретить такие мероприятия будет неправильно: тогда попадут под запрет полезные курсы других коммерческих структур.
Представитель МВД тоже развела руками: мы не можем их привлечь к ответственности, потому что следователи попросту не видят состава преступления. Дескать, продавцов начинаешь опрашивать, а те глаза в пол — хорошие курсы, мы сами на них пошли, никто не заставлял. Их действиям даже статью 208 Уголовного кодекса за вымогательство не инкриминируешь, потому что физического насилия не применялось.
Юристы крупных торговых сетей тоже признались, что зачастую не в силах защитить своих клиентов: злоумышленникам государство будто создало все условия для их, по существу, мошеннической деятельности.
Глава «Белорусского общества защиты потребителей» в свою очередь посетовала на то, что эти коммерческие структуры своими действиями порочат доброе имя тех организаций, которые действительно помогают людям и тоже проводят семинары. Но для потребителей, а не для торговых работников. И совершенно безвозмездно!
…Предложения – что делать и как быть – на совещании, конечно, были. От запрета на законодательном уровне любых проверок торговых объектов хотя бы на год (чтобы «ходунам» нечем было пугать продавцов) до внесения в уголовную статью о вымогательстве соответствующих поправок. Но в любом случае это пока лишь обсуждение проблемы. А как на самом деле будет решаться судьба «ходунов» — покажет время.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!