Дмитрий Астрахан считается одним из самых интересных и успешных режиссеров российского кинематографа, его фильмы заставляют нас плакать, смеяться, содрогаться и искать ответа на сложные нравственные вопросы. Зрители признаются, что от экрана порой невозможно оторваться, кажется, что это не киношные герои, а они сами учатся любить и мечтать, бороться со злом и находить в себе силы жить дальше, несмотря на удары и пощечины судьбы. В этот раз к нам в Минск он приехал по приглашению Международного медиаклуба «Формат А-3».
— Дмитрий Хананович, вас больше знают как кинорежиссера. Однако вы уже давно нашли себя и в театральном искусстве: поставили свыше сорока спектаклей в разных российских театрах. Слышала, что у вас сейчас вовсю кипит работа в Национальном академическом театре им. Максима Горького…
— Это одно из самых больших удовольствий в жизни, поэтому я рад, что судьба связала меня с Горьковским театром. Мы приступили к репетициям нового спектакля «Леди на день» по пьесе Олега Данилова. В нем занята почти вся труппа, премьера запланирована на февраль 2016 года.
— Широкому зрителю знакома ваша одноименная телеверсия известной пьесы, в которой сыграли Марина Неелова, Олег Табаков, Инна Ульянова и многие другие…
— На сцене Горьковского тоже будут задействованы замечательные белорусские артисты. Приходите — не пожалеете!
Лукас тоже аплодировал
— Ваш дебют в кино был более чем удачным. Фильм «Изыди» номинировался на «Оскар», получил Главный приз кинофестиваля «Кинотавр-1991». Пересматриваешь картину сегодня — многое по-прежнему звучит актуально…
— Это кино, посвященное теме национальных отношений, имело колоссальный успех и собирало полные залы по всему миру. Помню, как после финальных титров люди вставали с мест и подолгу аплодировали.
Я постарался снять фильм, в котором на примере дореволюционных еврейских погромов показал, что нормальным людям врожденная ненависть чужда, что национальная рознь выгодна порой государству. Помню, всемирно известный режиссер Джордж Лукас пригласил меня показать эту картину в Америке. Но я плохо понимал, кто такой этот Лукас. Я не видел «Звездных войн» и даже разочаровался, что в огромном зале сидело тридцать-сорок человек. Как потом выяснилось, Лукас собрал обладателей «Оскаров» и хотел показать им мой фильм. «Вы не увидите тут спецэффектов, только один, в конце — когда все заплачут и будут аплодировать стоя», — сказал он, обращаясь к собравшимся.
Деточки-убийцы?
— Три года назад вашу картину «Деточки» некоторые критики назвали настоящим прорывом в российском кинематографе. Знаю, что она была снята в Минске, в главных ролях – белорусские школьники. По сюжету сироты жестоко мстят педофилам, насильникам и подлецам разных мастей. Фильм обозначен по жанру как сказка. Критики тут же вспомнили нашумевшую в СМИ реальную историю «Амурских партизан».
— Молодые ребята из Приморья, которые убивали милиционеров и называли себя партизанами, совсем не похожи на «Деточек». Они гораздо старше наших мальчишек, им по 18—20 лет, кроме того, сценарий фильма Олег Данилов написал раньше этих событий. Да и сама история «Амурских партизан» с их ваххабитскими взглядами для меня крайне неприемлема: когда их судили, не могли собрать суд присяжных, местные жители отказывались в нем участвовать.
Наши же деточки создают свой боевой отряд и наказывают подонков, которых не наказал закон. Они действуют по
принципу: «если не мы, то кто?». Наши деточки мстят не за себя, а за других, они по-своему вершат справедливый суд на земле. Ребята бросают взрослым фразу: «Не мы убийцы, а вы!».
— Вы полагаете, их способ приемлем для расправы над врагом?
— Я не считаю, что такими способами надо решать вопросы! И фильм не призывает к этому! Кино предупреждает нас, что, не дай бог, в стране прямое насилие станет методом решения проблем.
— Если не ошибаюсь, в интернете уже миллионные просмотры этой картины?
— Да, «Деточек» сморят и 16, и 17-летние, читаю в интернете огромное количество отзывов. Для меня и для моего бессменного соавтора Олега Данилова это, конечно же, большое удовлетворение, что мы смогли сделать нужную картину.
Любовь — это «химия»
— Вы вправду стали режиссером случайно?
— Никогда не мечтал быть режиссером, думал, что буду, как и братья, — инженерами. В 18 лет пережил несчастный роман. Девушка меня бросила, и я страшно переживал, маялся, метался. Однажды спросил у знакомой, которая посещала театральную студию, чем они там занимаются. «Спектакли репетируем», — ответила она. Поинтересовался, можно ли посмотреть сие действо. Она согласилась. Там в конце занятия я прочел «Реквием» Анны Ахматовой, показал, по их просьбе, этюд. Ночью приятельница звонит и сообщает, что меня готовы взять на главную роль. Естественно, согласился и через два месяца уже был на сцене Института бумажной промышленности. На премьеру пришли все — родители, братья, и всем очень понравилось.
— Вы производите впечатление мудрого человека. У вас большая и дружная семья. Что главное при выборе мужа и жены? Как узнать?
— В школе я успешно занимался борьбой. Запомнил слова, которые сказал мой замечательный тренер: «Жену надо выбирать утром после душа». Однажды, будучи взрослым, я убедился в правильности его изречения. Наша студия накануне Нового года выехала на корпоративное мероприятие. Для этого специально был арендован огромный дом. Всю ночь пели, веселились, танцевали. Потом разошлись по комнатам, чтобы немного отдохнуть. Утром, за завтраком, обратил внимание на одну девушку: вроде как из нашей
компании, но никак не узнаю ее в лицо. «Так это ж Оля!» — рассмеялся коллега. Оказывается, я впервые увидел актрису без макияжа. Признаюсь, был удивлен, что женщина, при особом ухищрении, может так удивительно преобразиться.
— А если серьезно?
— Выбор попутчика — это очень тонкий вопрос. Любой совет будет глуп. По идее, ты понимаешь, что тебе с этим человеком о чем-то надо будет разговаривать, должна быть тяга. «Я его увидела, и меня накрыло, — сказала одна девушка в телепередаче. Вроде, с одной стороны, смешно, но, с другой — очень точно. Здесь действительно есть какая-то «химия», что-то внутри происходит. С этой женщиной ты будешь долго идти по жизни, она должна тебя понимать, разделять твои взгляды, воспитывать твоих детей…
— Советуетесь с женой по поводу каких-то творческих моментов?
— Мне очень важно мнение близких людей, но, если говорить откровенно, то гораздо чаще этапы работы над картиной обсуждаю со сценаристом Даниловым, нежели с женой. А Лене показываю уже готовый материал, итог.
— Если она критически высказывается, болезненно реагируете?
— Конечно, как и всякий нормальный человек… Возможно, ее замечания меня подтолкнут к чему-либо, вызовут внутренние размышления, я буду их прокручивать, однако окончательное решение все равно придется делать самому.
— Как отмечаете Новый год?
— Стараемся собраться всей семьей вместе в Подмосковье. Вечером идем в Большой театр или в концертный зал Чайковского послушать хорошую легкую музыку и создать себе праздничное настроение. Приходим домой, садимся за стол… Редко справляем Новый год в одиночестве. Обычно к нам присоединяются наши друзья с детьми, и компания оказывается довольно-таки солидной. Иногда дети ставят спектакли, в которых порой и взрослые задействованы, готовят шоу или какое-то зрелище, словом, стараются привнести некий кураж, элементы интриги…
— Как бы вы ответили на вопрос, что такое вечные ценности в меняющемся мире?
— Настоящая дружба, теплое общение, доброта, взаимная любовь, порядочность, преданность, честность. И, конечно же, чувство справедливости. Без него нашему человеку никак нельзя.