№47 от 19 ноября 2015 года
Ее дорога к храму
Народная артистка РСФСР Екатерина Васильева в представлениях не нуждается — на ее счету более 70 ролей в различных кинокартинах. Ее помнят и любят за яркие и необычные образы, которые она создала в фильмах «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «Чародеи», «Соломенная шляпка», «С любимыми не расставайтесь»... Она удостоена призов, званий и наград, но главной из них считает любовь, которой одарил ее благодарный зритель.
— Екатерина Сергеевна, давайте плясать от печки. Каким было ваше детство?— Мой папа был известным советским поэтом-песеником. Родом он из купеческой семьи, которую советская власть раскулачила. Когда, будучи уже известной актрисой, я впервые попала в Курган, откуда папа родом, мне показали бывший наш огромный особняк. Он вызвал у меня восхищение, особенно понравилась печь с красивыми изразцами. Я знала об этом доме только из рассказов близких, но прикоснулась к нему — и сразу повеяло теплом. А потом поехала на могилу бабушки, в честь которой меня и назвали.
А по маминой линии я из рода Макаренко. Мой дед — Виталий Семенович Макаренко был в белогвардейском движении. В 1920 году он решил уехать за границу. Бабушка рассказывала, как он ее тащил, беременную моей мамой, на вокзал. В суматохе их разъединили… Бабушка вынуждена была вернуться домой. Потом были многочасовые допросы НКВД, голод. Папин брат — Антон Семенович Макаренко, видя ее бедственное положение, отобрал маму у бабушки. Фактически он удочерил ее: своих детей у него не было. Мама выросла среди колонистов, которых воспитывал великий педагог Макаренко, автор «Педагогической поэмы». Многие из них потом всю жизнь дружили с ней. Моего старшего брата Антона назвали в честь знаменитого дяди.
Мама была очень красивая. Ей много раз предлагали сняться в кино, но всякий раз она отказывалась. Однажды предложение было настолько интересным, что она решилась сыграть. Но без позволения дяди Антона это было немыслимо, а он сказал: «Только через мой труп!».
— Вы мечтали стать актрисой?
— С детства я была лидером, всегда в центре внимания, остроумная и, как все говорили, артистичная. Поэтому и поступила во ВГИК. Учеба мне нравилась, но я говорила все, что хотела, поэтому многие преподаватели на меня обижались и даже хотели исключить, но заступился Сергей Герасимов, у которого был огромный авторитет. Он пошел в ректорат и сказал: «Не смейте трогать Васильеву, она способная студентка». И от меня отстали.
В жизни я совершала много ошибок, и одной из них считаю поступление во ВГИК. И сейчас часто плачу от ужаса, вспоминая грехи, которые совершала. Могла бы прожить совсем другую жизнь...
Помню, своему первому мужу я говорила, что брак — от Бога. И если бы тогда была воспитана по-православному, я бы его не бросила и не ушла к известному драматургу Михаилу Рощину, отцу моего сына. А потом и его оставила, несмотря на то что Миша был хорошим человеком. От невежества все разводы, от которых прежде всего страдают дети.
Горжусь своим сыном Дмитрием, который пошел служить церкви. У него шесть замечательных детей, моих внуков, прекрасная матушка, с которой они живут душа в душу.
— Екатерина Сергеевна, а как вы, популярная актриса, пришли к Богу?
— Я была страшно далека от церкви. Понять, что иду не по правильному пути, помог случай. Однажды у сына Мити поднялась высокая температура. Нам подсказали, что нужно обращаться к врачу Кате Трубецкой, которая была прямым потомком известной дворянской династии Муравьевых. Катин отец после революции уехал в Париж, где она и родилась, но потом из-за мучавшей его ностальгии вернулся. Потом Катя пригласила нас на день рождения. Мы пришли, и оказалось, что в квартире много священников. В 1978 году я крестилась, стала иногда посещать церковь.
После развода была в большой растерянности. Катерина отвезла меня к знакомому священнику Владимиру Волгину, который впоследствии стал моим духовником. Чем больше я приближалась к церкви, тем больше видела, сколько тщеславия и гордыни есть в актерской профессии. И если раньше работа доставляла мне удовольствие — я говорю о театре, потому что кинематограф мне никогда не нравился, — то постепенно стала удаляться от нее. Делала несколько попыток уйти из МХАТа, но каждый раз Олег Ефремов уговаривал остаться. В 1993 году окончательно оставила театр и кино. Мой духовник поддержал меня: «Давайте заканчивать!». В то время я снималась в фильме «Королева Марго», и исповедник пошутил: «Будет у вас королевский уход!».
— Но спустя три года, на радость многочисленным поклонникам, вы все же вернулись в профессию!
— Мой друг, очень верующий человек Валерий Приёмыхов попросил сыграть в его фильме «Кто, если не мы». Сценарий и идея фильма очень понравились, поэтому я согласилась. А затем Олег Меньшиков пригласил сыграть в его спектакле «Горе от ума». По благословению своего духовника я избирательно вернулась в кинематограф, играю в одном спектакле. Но после переоценки ценностей не могу выходить на сцену с компромиссным текстом. К сожалению, даже в классике трудно найти безусловно духовный материал. Поэтому мне пришлось взять за основы дневники Анны Григорьевна Сниткиной, жены Федора Достоевского, и в результате получилась пьеса «Я была счастлива». С ней уже несколько лет с удовольствием гастролирую, потому что этот спектакль — как проповедь о любви.
Актеры — несчастные люди, но если они все же занимаются этой профессией, они должны относиться очень внимательно к материалу. У них Бог берет зло и превращает в добро. Вот, например, Павел Лунгин мне рассказывал, что хотел сделать карикатуру на церковь, но Господь взял и обратил его замысел в добро. Духовная сила и вера в Бога Петра Мамонова превратила «Остров» в потрясающе проникновенную картину. А вообще любое творчество на тему Бога — это кощунство.