Многократный чемпион мира по самбо, призер чемпионатов мира по дзюдо, а также успешный тренер, принесший Беларуси золото Олимпийских игр и множество других наград, — все это Натик Надирович Багиров, главный тренер национальной сборной Беларуси по дзюдо. Корреспондент газеты «7 дней» узнала, как развивается этот вид спорта в Беларуси, каких результатов ждать от борцов и каким должен быть настоящий тренер.
— С чего началась ваша тренерская карьера?
— Еще в Баку, будучи 18-летним парнем, я уже тренировал других. Убегал из института, чтобы заниматься с группами, а после тренировался сам. Наверное, это была моя ошибка спортсмена, ведь я выполнял меньше, чем от меня требовалось. К сожалению, рядом не было никого постарше, кто мог бы мне это объяснить. Когда переехал в Беларусь, занялся исключительно своей спортивной карьерой. А с 2001 по 2004 год работал тренером национальной команды. После Олимпийских игр в Афинах решил уйти из спорта. И ушел. На целых восемь лет, пока меня снова не позвали сначала на должность старшего тренера сборной, а потом — главным тренером.
— Дзюдо — довольно популярный вид спорта…
— Во всем мире его популярность высокая. Например, на чемпионате мира участвуют свыше 120 стран, в каждой весовой категории по 60—70 человек. Мало в каком виде спорта представлено столько спортсменов.
В Беларуси у этого вида спорта тоже хороший имидж. Есть призеры чемпионата мира, чемпионы Европы, олимпийские чемпионы и призеры Олимпийских игр. К сожалению, не так давно дзюдо пережило спад в развитии. Это связано с тем, что в начале 2000-х у нас была плеяда сильных спортсменов (Макаров, Шундиков, Новиков, Борисик, Москвина, Рыбак, Казусенок, Тимошенко), и мы пользовались их услугами на протяжении долгих лет, не работая над возобновлением. Думаю, ошибка заключалась в том, что не было хорошей работы с молодежью, которая смогла бы их заменить.
— С вашим приходом ситуация изменилась?
— Сейчас в команде много талантливых ребят, и если с ними нормально работать, результат не заставит себя долго ждать. Недавно впервые за всю историю женского дзюдо в Беларуси мы привезли медаль с чемпионата мира (Дарья Скрыпник завоевала бронзовую медаль в Астане). В прошлом году мы радовались, когда Дима Шершень завоевал бронзу на чемпионате Европы. Эта победа была для нас как луч света в темном царстве. Еще два года назад на чемпионате мира наши спортсмены были насколько слабыми. Сегодня наши дзюдоисты конкуренто-способны и на европейском, и на мировом уровне.
— С какими еще трудностями сталкивается белорусское дзюдо?
— Можно заметить две негативные тенденции. Первая — отсутствие конкуренции внутри страны. Ребята довольствуются малым, отчего и нет роста результатов. Условный Иванов знает, что выиграет чемпионат страны, может, выедет за границу на какой-нибудь турнир. И ему этого достаточно. А если бы была здоровая конкуренция и в весовых категориях выступало по 3–4 человека, как, скажем, в других сборных, возросла бы и результативность.
Вторая проблема — слабая работа тренеров на местах. Далеко не все из них полностью отдаются своему делу. Кто-то пеняет на слабые наборы, кто-то — на маленькие зарплаты, но я считаю, что если уж ты чем-то занимаешься, то, несмотря ни на что, должен выполнять свою работу на отлично. Если тренеры на местах будут фанатами своего дела, станут работать с детьми с энтузиазмом, вкладывать в них душу, то спорт будет развиваться и на региональном, и на национальном уровне.
— Существует мнение, что нет абсолютно бесталанных учеников — просто нужно найти к каждому индивидуальный подход.
— Когда дети маленькие, тренеры подходят к ним одинаково. И только когда у воспитанников появляется небольшое мастерство, начинается индивидуальная работа. Да, к каждому нужен свой подход.
— Согласны с тем, что «чем злее тренер, тем лучше результат»?
— Если под словом злость понимается требовательность, то согласен. Тренер вправе требовать от учеников выполнять каждое его задание.
— Когда ваши ученики на татами, вы очень эмоциональны. Удается ли сохранять внутреннее спокойствие и давать дельные советы во время поединка?
— Бывает, я могу взорваться, но уже через секунду — само спокойствие. Обычно бурные эмоции вызывают решения судей или действия ученика, который не выполняет мою установку. Невозможно сказать «взорвись» тихо, в спящем режиме. Если подсказывать что-то без эмоций, то вряд ли можно достучаться до человека.
Правда, сейчас тренерам запретили подсказывать. Мол, нарушается этика дзюдо. Разрешают подсказывать только во время остановки встречи («матэ»). Если тренер подсказывает что-то по ходу схватки, его могут вовсе удалить из зала.
— Наверняка вам не раз задавали этот вопрос… Что вы почувствовали, когда Игорь Макаров выиграл олимпийское золото?
— Обстановка была очень напряженной. Я был весь в борьбе, буквально горел. Когда Игорь выиграл, ощущение, будто сам был на татами, не давало мне возможности порадоваться. Испытывал чувство выполненного долга, что все мы это сделали.
— Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий тренер?
— В первую очередь нужно болеть за дело, любить свой вид спорта, любить детей. Если говорить о каких-то конкретных тренерских качествах, то, пожалуй, нужна харизма, твердый характер. Важно быть хорошим психологом. Тренер на самом деле — такое всеобъемлющее понятие. Наверное, им нужно родиться.
Анастасия ДАНИЛОВИЧ