Развиваем производственный туризм
Промышленный или, как его еще называют, производственный туризм широко развит в различных странах мира. Путешествуя, к примеру, по Германии, Чехии или Польше, туристы могут посетить не только историко-культурные и природные достопримечательности, но и интересные для них производства. У Беларуси с ее развитой промышленностью потенциал производственного туризма поистине безграничен. Национальное агентство по туризму разработало проект, призванный активизировать работу белорусских предприятий в этом направлении.
— В нашей стране уже есть предприятия, которые начали развивать производственный туризм, однако их число пока невелико. И это при том, что у нас имеется большое число производств, которые очень интересны как для отечественных, так и зарубежных туристов. Люди хотят своими глазами увидеть, как делают шоколадные конфеты, собирают машины, варят пиво, ткут полотно. Надо дать им такую возможность, — отмечает исполняющий обязанности директора Национального агентства по туризму Григорий Померанцев.
Развитие производственного туризма, считает специалист, будет иметь много положительных моментов. Это благоприятно скажется на имидже Беларуси как страны, сумевшей не только сохранить, но и значительно развить свой промышленный потенциал. Поможет популяризировать продукцию белорусских производителей, обеспечит предприятиям дополнительный доход. Будет способствовать развитию как внутреннего, так и въездного туризма. А также откроет перспективы для новых инициатив.
Возникает законный вопрос — а что мешает? Мешают в первую очередь стереотипы, которые питает отсутствие актуальной информации о формах и методах развития производственного туризма, уверен Григорий Померанцев. Некоторые предприятия опасаются, что наживут проблемы по причине повышенной травмоопасности своего производства, в результате которой туристы могут пострадать. Другие волнуются, что экскурсионные группы будут отвлекать специалистов от работы, что скажется на качестве продукции. Третьи ссылаются на строгие санитарные нормы. И при этом все они боятся вероятности дополнительных больших затрат.
Именно поэтому первым этапом проекта по развитию в Беларуси производственного туризма стал выездной семинар, участники которого посетили шесть предприятий Германии и Польши. В каждом из них уже не первый год реализуются успешные экскурсионные программы. Представители белорусских предприятий и туристических компаний смогли познакомиться с европейским опытом создания туристических продуктов производственной направленности.
— Производственный туризм — это не просто поводить людей по цехам. В создании этого туристического продукта, как и любого другого, есть свои особенности. Нужно подобрать такую информацию и провести экскурсантов таким маршрутом, чтобы у них в памяти остались самые яркие эмоции и впечатления, — отмечает начальник отдела коммерческой деятельности Национального агентства по туризму Галина Кобяк.
Практически на всех белорусских предприятиях есть музеи, потенциал которых можно и нужно использовать во время экскурсий, отмечает специалист. Но выбирать надо самое важное и интересное. При этом тур обязательно должен включать что-то такое, что запомнится надолго.
Выигрышным для экскурсионного тура является использование, по возможности, элементов интерактива — когда турист может попробовать что-то сделать своими руками. На пищевых производствах никак не обойтись без дегустации. Кроме того, гамму впечатлений должна дополнять интересная сувенирная продукция, а также возможность купить в фирменном магазине изделия, за процессом рождения которых человек только что наблюдал.
Развитие туризма на производственной базе не обязательно должно повлечь за собой большие дополнительные затраты, отмечает Галина Кобяк. «Есть предприятия, где в это дело не вложено ровным счетом ничего, что при разумном подходе совершенно не мешает получать хорошую прибыль. Такой пример мы наблюдали на фабрике елочных игрушек в небольшом польском городке. Оборудование там стоит довоенное, но они обернули этот, с нашей точки зрения, недостаток в свою пользу, позиционируя себя как уникальное производство с собственным неповторимым лицом. Так вот эта фабрика зарабатывает на экскурсиях, преимущественно детских, до 20 тысяч евро в месяц!» — рассказывает она.
Конечно, во время экскурсий и речь не может идти о том, чтобы мешать специалистам работать, нарушить какие-то санитарные нормы или подвергнуть туристов опасности. Например, на автомобильном заводе «Фольксваген», который изначально строился так, чтобы клиенты и туристы могли наблюдать через стеклянные стены все этапы сборки автомобилей, фотографировать тем не менее запрещено. Не потому, что они берегут какие-то особые секреты, а потому что вспышки фотоаппаратов отвлекают работников!
Безопасность туристов во время экскурсионных туров гарантируется различными способами. На уже упомянутой выше немецкой макаронной фабрике белорусскую группу сопровождали два сотрудника — один вел экскурсию, другой шел позади всех и контролировал перемещения туристов. При этом количество входящих в группу человек было строго ограничено. Если же нахождение на производстве является слишком опасным для неподготовленного человека — допустим, соляные шахты, — европейские промышленники идут другим путем. Например, делают музей внутри уже выработанной шахты, куда туристов доставляют на вагонетках. Впечатлений и эмоций хватает, а всю информацию о работе производства турист получает из демонстрируемых документальных роликов.
К слову, качественные видеосюжеты о производственных циклах предприятия помогают снять и проблему соблюдения санитарных норм. В документальном ролике можно увидеть все «запретные» для туристов цеха, а точки живого показа определяются только в тех местах, где, например, чихнувший экскурсант ничем продукту не навредит. Кроме того, на пищевых производствах широко используют возможности показа цикла производства за стеклом. На шоколадной фабрике в Германии, где побывали с экскурсией участники семинара по развитию в Беларуси производственного туризма, одна из стен была стеклянной. Можно было ходить по коридору и в свое удовольствие наблюдать, как конфеты отливаются в формы, заворачиваются в бумажки и ровными рядами помещаются в коробки.
В Национальном агентстве по туризму подчеркивают, что проект по развитию в Беларуси производственного туризма продолжается. В ближайших планах — еще один выездной семинар в Европе, в котором смогут принять участие представители всех заинтересованных белорусских предприятий. Кроме того, будут организованы краткосрочные курсы для туроператоров, пройдут мероприятия на базе тех отечественных производств, которые уже имеют опыт промышленного туризма.
Елена Конон, начальник отдела идеологической работы и связей с общественностью ОАО «БелАЗ»:
— Промышленный туризм на БелАЗе мы начали развивать с августа этого года. Теперь на экскурсию к нам на завод по предварительной записи могут попасть все желающие. Интерес простых людей к работе промышленного гиганта очень большой, мы это хорошо видим в день открытых дверей, который проводим в День машиностроителя.
Стоимость экскурсионных туров заложили очень демократичную, поскольку для нас главная цель — не заработать деньги, а повысить имидж предприятия. Во время экскурсионного маршрута по БелАЗу туристы могут посетить музей трудовой славы предприятия, где познакомятся с его богатой историей. Показываем и часть производства. Туристы знакомятся с производством сверхтяжелых машин — уникальной техники, поражающей своими размерами и возможностями. Можно фотографироваться на ее фоне на память.
Заместитель директора ОАО «Стеклозавод «Неман» Валентина Набогез:
— Туристические группы на производстве мы принимаем уже не один год. Никаких особых затрат организация таких туров от завода не потребовала.
Обязательный пункт экскурсии — музей стекла, в котором собраны уникальные работы наших мастеров разных поколений. Показываем полный цикл производства. Конечно, процесс рождения изделия из раскаленного стекла — зрелище завораживающее, впечатления у посетителей остаются очень яркие. На проходной у нас работает сувенирный ларек, рядом с заводом — фирменный магазин, где можно купить себе что-нибудь на память.
Туристы к нам приезжают в основном из Беларуси. Много школьников, на каникулах бывает по 6-7 групп в день. Иногда заглядывают и зарубежные туристы из Польши, Литвы, России. Цена экскурсии по заводу и музею вполне доступная.
«Никогда не рассматривала Албанию как место для отдыха», – с удивлением заметила знакомая, услышав мой однозначный ответ на ее вопрос, куда стоит поехать летом. К Ионическому и Адриатическому морям, в Албанские Альпы, к наследникам иллирийцев – в Шкиперию, так местные называют свою чудесную страну орлов. Она еще не «вытоптана» туристами, как другие государства Балканского полуострова – Черногория, Греция, Болгария. Там вкусные, экологически чистые фрукты и овощи, много артефактов, культурных и природных уникальных объектов и, что особенно важно, – цены очень привлекательные и не требуется виза. Так почему же эта средиземноморская жемчужина при всех названных достоинствах так мало раскручена?
Из-за того, что страна была долгое время закрыта, сложилось много предрассудков: в Албании грязно, нет сервиса, там проживает много бандитов, наркоманов. Не хочу разубеждать тех, кто верит в эти интернет-страшилки: меньше одних туристов – другим больше раздолья и ниже цены. В Албании мы отдыхали в августе 2018-го, и она сразу меня пленила. Чем – найдете в моих воспоминаниях.
Как Браславщина готовится к новому туристическому сезону
Если заграничный туризм коронавирусная инфекция поставила под большой вопрос, то внутренний благодаря ей получил своеобразный карт-бланш. В прошлом году белорусы массово отправились на отечественные курорты. Одними из самых популярных стали, конечно же, Браславские озера. Мы побывали там и узнали, как озерный край собирается конкурировать с Египтом и Турцией в этом году.