В этом месяце состоится XIII съезд Белорусского союза журналистов. Делегаты и почетные гости будут говорить, как предполагается, о небывало возросшей роли средств массовой информации, о том, что сегодня массмедиа порой даже больше, чем четвертая власть, как их принято называть. В преддверии этого важного форума беседуем с председателем Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь Геннадием Давыдько о том, что профессионализм, гражданская и нравственная позиция журналиста определяют характер этой самой власти над умами и душами людей.
— Геннадий Брониславович, вы в свое время были депутатом Палаты представителей. Многие тогда недоумевали: зачем директор Купаловского театра, успешный актер и мастер, идет во власть? Не зря сходили? Удалось что-то сделать на депутатском посту?
— Все события в жизни человека, считаю, происходят не случайно и не зря. Надо лишь научиться разгадывать эти знаки, сигналы и подсказки судьбы. Депутатский опыт был очень полезен для меня, и, смею надеяться, для Отечества, потому что за восемь лет депутатства вместе с коллегами разработали и приняли ряд важных законопроектов. Все они касаются приоритетов культурной государственной политики страны: о музеях и музейном фонде, о средствах массовой информации, а также несколько законов и подзаконных актов в области прав человека. Я приобрел бесценный опыт и расширил кругозор, работая в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, познакомился с уникальными людьми, в статусе руководителя театра вряд ли смог бы так тесно общаться с ними, потому что они несколько из другой сферы — политической, экономической, философской. Возможно, они присутствовали в зале театра как зрители, но на тесный контакт просто не пошли бы.
Признаюсь, что лет пять было очень тяжело: казалось, будто бросил семью и ушел в другую, не разобравшись в своих истинных чувствах. Морально тяжело было приходить в Купаловский театр и общаться с актерами, наверное, подобное чувство какого-то предательства всегда возникает, когда есть сильная привязанность и большая зависимость от объекта своей любви.
Думал, что, уходя из театра, убиваю в себе творца, но случилось обратное: за это время удалось написать несколько пьес, издать книгу, сейчас по моему киносценарию на Беларусьфильме запускается мультфильм. И, кстати, в рамках развития международного сотрудничества, есть поручение главы государства рассмотреть возможность создания белорусско-индийского телесериала. Я уже заканчиваю работу над синопсисом, ищем теперь белорусских и индийских соавторов-сценаристов. Планируется, что съемки будут проходить в Индии и в Беларуси. Болливуд — серьезная киноиндустрия с миллиардными кассовыми сборами ежегодно, это очень большой рынок, и важно, что мы начинаем с ними тесно сотрудничать. А если в фильме получится красиво показать нашу страну, то будем ожидать туристического бума с юго-востока…
— Назначение на должность председателя Белтелерадиокомпании было неожиданным?
— Да. Однако когда Президент предложил, я ни секунды не сомневался. Если я нужен руководителю страны в таком качестве, значит, все выверено и продумано, ведь, как правило, не бывает случайных назначений. Телевидение не было для меня terra incognita. С начала 1982 года был ведущим телепрограмм, даже сам их монтировал, писал сценарии, был автором. Недавно перебирал старые архивы и нашел свое удостоверение режиссера телевидения, выданное в 1994 году. Тогда я работал актером, но хватало времени параллельно участвовать и в создании некоторых проектов Белтелефильма. И вот эта давнишняя связь с телевидением, депутатский и директорский опыт, словом, все сложилось для того, чтобы прийти сюда в качестве руководителя. Хотя тонкости профессии узнавал в процессе работы: читал специализированную литературу, консультировался с опытными людьми, многие из которых до сих пор в нашей команде. Александр Лукашенко при назначении на должность поставил довольно серьезные и глобальные задачи перед электронными СМИ страны, поэтому было понятно, что придется приложить для их реализации много усилий.
— Многие замечают, что с приходом Давыдько телеканал заметно преобразился. А сами как оцениваете свои заслуги?
— О заслугах должны говорить зрители и слушатели. Безусловно, проделана большая кропотливая и системная работа. Главная валюта, которая есть и у медийной компании, как и у серьезного банка, конечно же, доверие людей. И если раньше к белорусскому телевидению относились скептически, полагая, что журналисты приукрашивают реальность и выдают желаемое за действительное, то сейчас даже недруги замечают перемены и видят наше стремление к беспристрасности. Являясь государственным холдингом, мы пытаемся объективно разбираться в проблемах, причем не просто освещать, а быть внутри этой самой проблемы, помочь ее разрешить.
Пять лет назад Белтелерадиокомпания была разрозненной структурой, сумятицу, к примеру, вносило существование нескольких вариаций Первого канала: «Первый» российский, «Первый» белорусский. Сейчас это единый медиахолдинг с одним узнаваемым брендом. В результате реформирования из трех тысяч осталось 1 700 человек, и при этом вещание увеличено на целых два канала («Беларусь 3» и «Беларусь 5»), которые представляют контент о культурной и спортивной жизни страны. Появление новых телеканалов, согласитесь, событие далеко не заурядное, настоящий праздник для зрителей.
— Как вы считаете, нужно ли государству помогать гражданину овладевать вершинами художественной культуры? Или оставить человека тет-а-тет с его непритязательным вкусом?
— Человек может быть видным архитектором, бизнесменом, врачом, политологом, но иметь при этом очень простенькие художественные вкусы. Часто провожу встречи со зрителями, и, как правило, в каждом коллективе, находится женщина, которая обращается с просьбой: «Пожалуйста, показывайте побольше программ о нравственности и о религии, программ для детей». Все это уже есть! Целый канал «Беларусь 3» специализируется на таких передачах. Но ей этого недостаточно, она просит еще.
Потом гражданка приходит домой, включает криминальные новости, где демонстрируются жестокие сцены насилия, или смотрит слезный низкопробный сериал. И это ей действительно по душе и по вкусу. Когда она в большой аудитории позиционировала себя как поборник нравственных и духовных начал, она тем самым уже реализовалась, придумала сама себе сценарий и вошла в роль положительного героя. Мы себя часто обманываем, доказываем всем, и самому себе в том числе, что так и есть: хотим слыть, а не быть.
— Вы согласны с тем, что в отличие от поэтов, считающих, что, «нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется», журналисты должны знать колоссальную, подчас таинственную, силу этого воздействия?
— Слово — это оружие, его влияние на человека поистине огромное, поэтому каждый журналист, занимающийся производством и распространением информации, должен быть с ним особенно осторожен. Журналистика не просто побуждает к тем или иным поступкам, она формирует модели поведения и адресует их многомиллионной аудитории. Если даже взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света, что говорить о той информационной волне, которую способен породить журналист? Взвешенность, ответственность, обязательное наличие двух точек зрения на один и тот же факт — таковы критерии деятельности нашего тележурналиста. Во всех программах, особенно в ток-шоу, мы не навязываем свое мнение, а пытаемся сделать так, чтобы историю резюмировал сам телезритель. Сегодня люди терпеть не могут назидательного тона и нравоучений, а факты они предпочитают интерпретировать самостоятельно, без журналистских эпитетов. Зная это, стараемся освещать события честно, беспристрастно и быть непредвзятыми.
Белтелерадиокомпания проводит различные социальные акции, к примеру, благотворительный марафон по сбору средств на строительство нового здания Белорусского детского хосписа, мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, коллективы наших теле- и радиоканалов постоянно выезжают в небольшие города республики, в детские дома, дома ветеранов…
Мы не навязываем свое мнение, а пытаемся сделать так, чтобы историю резюмировал сам телезритель. Сегодня люди терпеть не могут назидательного тона и нравоучений, а факты они предпочитают интерпретировать самостоятельно, без журналистских эпитетов.