Творческий проект информационного агентства «БЕЛТА» носит емкое и очень точное название — «Портрет современника». Героев этой рубрики надо знать и гордиться ими нужно нам всем! Ведь их трудом и поступками прославляется наша страна. Они — олицетворение того, чего достигла Беларусь за годы независимого государственного развития. А можно сказать и иначе — они достигли своих высот именно на белорусской земле. Так давайте же присмотримся к портретам наших современников, создающих Историю.
Стюардесса — визитная карточка любой авиакомпании. Поэтому она должна выглядеть безупречно, иметь ангельское терпение и отличаться повышенной стрессоустойчивостью. Эффектная форма, манящие высоты, разные люди и страны — со стороны кажется, будто бы это самая романтическая профессия. Однако те, кто провел в небе уже не один год, не считают свою профессию безоблачной. О трудностях и радостях своей работы рассказывает бортпроводник Елена Мурзак, награжденная медалью «За отвагу».
— Наверное, начнем с главного — не каждая стюардесса имеет столь высокую награду. История захвата самолета, следовавшего из Кутаиси, летом прошлого года облетела все СМИ и интернет. Хотелось бы узнать из первых уст о том, что происходило тогда на борту.
— Мы выполняли рейс Кутаиси—Минск. Капитан корабля получил от пассажира записку с требованием изменить курс в направлении одной из европейских стран.
Авиалайнер совершил посадку в аэропорту Минск. Представители контртеррористического управления КГБ и группы «Альфа» поднялись на авиалайнер и вступили в переговоры с автором записки — гражданином Грузии. В результате переговоров он согласился покинуть борт самолета и добровольно сдался. Так что все закончилось, к счастью, без серьезных последствий и для пассажиров, и для экипажа.
— Страшно было, признайтесь?
— Об этом было некогда думать. Мы вели с ним переговоры, общались, пытались получить больше информации об этом человеке. Одновременно с этим старались сделать так, чтобы пассажиры не заметили, что возникла нештатная ситуация. Ведь паника на борту — это очень опасно. Словом, вся наша команда сработала профессионально и грамотно. Кстати, командир корабля, Александр Букреев, тоже награжден медалью «За отвагу».
— Как вы попали в авиацию?
— Мой выбор был, по всей видимости, предопределен судьбой. Я — из авиационной семьи. Дедушка, папа, дяди, двоюродные братья — они все пилоты, мама тоже в аэропорту работала. Поэтому самолеты вошли в мою жизнь с детства.
Я горжусь принадлежностью к нашей компании «Белавиа». Мы приобрели в собственность новые самолеты Эмбраер, они нам очень нравятся, летать на них — это все равно что ездить на новом автомобиле. Наша компания открыла новые направления, например, рейс в Алма-Аты, на котором всегда много пассажиров. В следующем году, как нам говорили, откроют еще какие-то новые направления в Европу. И это, конечно, всех радует.
— А вообще, конкурс на бортпроводников большой? Требования высоки?
— Для начала все проходят врачебно-летную экспертную комиссию. Чтобы получить положительное заключение, здоровье у тебя должно быть отменным. В моем случае из 70 претендентов отобрали 12 человек. Среди обязательных требований — приятная внешность и знание иностранного языка. Меня, к примеру, тестировал преподаватель английского, задавал вопросы на самые разные жизненные темы. Поскольку в школе и в университете я имела по этому предмету оценку «отлично», то мне несложно было пройти этот этап. А затем предстояло собеседование, где задавали вопросы, касающиеся твоей будущей работы. Но я ведь выросла среди авиаторов, и пройти и это испытание не составило для меня труда. Потом были курсы, стажировка, и после всего цикла обучения приступила к работе.
— Для репутации любого перевозчика важно все: возраст и техническое состояние самолетов, профессионализм пилотов, бортовое питание, качество сервиса. Но едва ли не главное здесь — уровень подготовки и внешний вид стюардесс. В начале 2013 года «Белавиа» презентовала новую форму для бортпроводников. Она имеет какие-то принципиальные отличия от предыдущих вариантов?
— Конечно, во-первых, впервые в истории разработаны зимний и летний варианты. Во-вторых, впервые дизайнеры проектировали форму с учетом пожеланий нас самих и с учетом мировых тенденций «авиамоды». Форма была создана дизайнерами Белорусского центра моды.
— Правда, что раньше стюардессы жаловались на неудобство некоторых элементов профодежды?
— Было такое, в новой форме учтены некоторые проблемные моменты прошлых костюмов. Так, к примеру, блузка, которая часто выезжала из брюк и юбок, в женской форме была заменена на удобное боди. Наличие двух вариантов формы позволяет чувствовать себя уверенней в зависимости от сезона. Кроме того, ткань, из которой пошита одежда, пропитана тефлоном. Он делает ее устойчивой к загрязнениям разного рода и даже дождю. В мужские комплекты добавлен полиэстер, чтобы рубашки меньше мялись. Так что в этой форме нам теперь намного проще поддерживать опрятный вид и при этом чувствовать себя довольно комфортно.
— Какие существуют требования к внешнему виду?
— Строгие. Мы всегда должны выглядеть красиво и ухоженно, быть обходительными и улыбчивыми. Приветствуется неяркий спокойный макияж. Заявиться на борт с неуложенной прической или с заспанным лицом — не «по уставу». За время полета мы проходим по салону не один километр. И даже если в жизни у тебя возникла какая-то проблема, надо осознавать, что пассажир не должен видеть твоего расстроенного лица. Ты всегда должна быть доброжелательна и вести беседы с неизменной улыбкой.
— Случались ли еще нештатные ситуации во время рейсов, помимо кутаисского случая? Возможно, попадание в зону турбулентности?
— Чего-то очень серьезного за мою бытность не было. Распитие спиртных напитков на борту запрещено, мы строго следим за этим, а в случае чего напоминаем о правилах поведения на борту. В основном реакция на замечание нормальная, пассажиры тут же сворачивают «застолье», потому что понимают: неадекватное поведение в воздухе — это объяснение с полицией или милицией на земле. Ну а если случается турбулентность в полете, некоторые пугаются, но мы объясняем, что это не опасно, просто нужно пристегнуть ремень и не передвигаться по салону.
— Часто встречаются капризные пассажиры, которым никак не угодить?
— Бывает, но мне кажется, что к любому человеку можно найти подход. Уделишь пару минут внимания пассажиру, поговоришь с ним, узнаешь причину плохого настроения, скажешь добрые слова — и конфликт исчерпан. Люди ведь разные, некоторые, скажем, панически боятся летать. И им нужно постоянно быть в контакте с бортпроводником, и мы идем навстречу, относимся с пониманием к такой ситуации.
— В качестве клиентов часто оказываются звезды кино и эстрады, знаменитости?
— Безусловно, они охотно общаются, дают автографы. К примеру, Лев Лещенко очень хорошее впечатление произвел, команда КВН «Уральские пельмени» оказалась шутниками не только на сцене, но и в жизни, все пассажиры были на позитивной волне.
— По каким направлениям летаете?
— По всем линиям «Белавии» — Италия, Франция, Германия, Россия, Казахстан…
— Вы много путешествуете, но есть ли у вас возможность что-то увидеть в чужой стране?
— Увы, в основном у нас возвратные все рейсы. За час стоянки, пока наземные службы убирают и обслуживают самолет, у нас есть возможность полюбоваться видами здания зарубежного аэропорта и пообщаться с людьми, тем самым совершенствуя навыки английского языка.
Конечно, есть рейсы, например в Сибирь, где мы находимся более суток. Летаем в такие города, как Ноябрьск, Нижневартовск, Нягань, Ханты-Мансийск. Тогда успеваешь кое-что увидеть. Зато отпуск у нас целых 56 дней! Обычно разбиваю его на две части и путешествую по странам, которые видела из окна иллюминатора.
— Кстати, Сибирь впечатлила?
— Конечно, представьте, на градуснике — 40! Но переносится этот мороз не так страшно, как кажется, тем более в нашей-то теплой зимней форме... Раньше я никогда не видела такого количества снега: смотришь — вроде сугроб, а на самом деле это машина, только чуть-чуть номера виднеются. Или дом, наполовину засыпанный снегом… А летом в Сибири неописуемая красота, такого разнообразия цветов нигде не видела.
— А есть какие-то минусы в вашей работе?
— Для меня минусов мало, мне нравится моя работа. Но объективно минус один — тебе сложно что-либо планировать. Твои планы могут в любой момент сорваться, и придется все менять. Ты можешь вылететь и в два часа ночи, и в пять утра. Не все готовы с этим жить. Но мне это подходит. Ведь если ты научишься правильно планировать, то остается много времени и на семью, и на личную жизнь. К примеру, вылетаешь в четыре часа утра, а к десяти ты уже дома — и целый день свободен. К тому же у нас ввели электронное планирование, и на следующий месяц ты можешь выбрать четыре выходных в удобное для себя время.
— Вы, как и балерины, рано уходите на пенсию?
— Пенсия у нас с 45 лет, ранний выход на заслуженный отдых объясняется тем, что в процессе работы организм испытывает большие нагрузки. Но по желанию вы можете оставаться в строю. Некоторые мои коллеги работают и в 50, правда, глядя на них, никогда не дашь их возраст.
— А почему все стюардессы так молодо выглядят?
— Бежишь на рейс, и все проблемы остаются на земле. К тому же ты постоянно общаешься с людьми, заряжаешься от них энергетикой и стараешься всегда быть на позитивной волне.