Михаил Долинский.
Этот парень может похвастаться первыми местами на Google Code Jam, VK Cup 2015, Russian Code Cup 2014, TopCoder Open 2014, «Яндекс» Алгоритм (четыре первых места в разные годы), Facebook Hacker Cup в 2014 и 2015гг. и многих других конкурсах, сегодня он занимает первое место в рейтинге Topcoder и Codeforces. Сам Михаил Долинский скромно заявляет, что его заслуга в этом деле небольшая, мол, всему причиной упорство и честолюбие Гены. И вместе с тем соглашается с мнением, что в сегодняшних условиях ребенка можно научить программировать быстрее, чем читать. О своем уникальном методе рассказывает заслуженный преподаватель, доцент кафедры «Математические проблемы управления» математического факультета Гомельского госуниверситета им.Ф.Скорины, в чьей копилке, кстати, наград не меньше, чем у его именитого ученика.
— Михаил Семенович, говорят, что можно быть уникальным специалистом в своей отрасли, но даже имеющихся знаний может не хватить, чтобы стать хорошим педагогом. Когда вы поняли, что быть учителем — это ваше призвание?
— Не то чтобы я хотел им стать. Просто так исторически сложилось. Будучи школьником, когда о программировании я ничего не знал, тренировал команду школьников младшего брата. Собирал их в 6 утра у школы, мы делали разминку, потом играли в футбол. Поскольку я был отличником, за мной всегда закрепляли отстающих учеников. Чувствуя свою ответственность за их успеваемость, старался сделать процесс «подтягивания» двоечников максимально кратким, но эффективным, чтобы и у меня оставалось личное время, например, для футбола. Позже, в университете, была похожая ситуация: одногруппники часто просили объяснить им пройденный материал доступным языком. Вот так постепенно понял, что преподавание — моя судьба. И, знаете, меня это как-то увлекло, а после побед ребят на олимпиадах и вовсе появился спортивный интерес.
Гена Короткевич.
— Гена Короткевич на прошлой неделе опять всколыхнул ИТ-общественность очередной абсолютной победой в конкурсе Google. Действительно ли у Гены такие выдающиеся гены? Или как еще можно объяснить этот феномен?
— За ошеломляющим результатом стоит колоссальный труд самого юноши: он ежедневно, начиная с дошкольного возраста, уделял программированию по три часа, а это 20 часов в неделю. Ребята, которые сейчас у меня занимаются, тренируются лишь по 6 часов в неделю. В таких условиях даже без особых способностей можно достичь определенных результатов. Но Гена неоднократно становился лучшим в мире, а это все-таки говорит и о его выдающемся интеллекте. Кроме того, его всегда поддерживали родители — оба хорошие программисты. От отца ему передалось честолюбие, что тоже сыграло не последнюю роль.
— Однако помимо Гены 15 ваших учеников в разное время показывали отличные результаты на соревнованиях. Сегодня есть подающие надежды, талантливые ребята? И как понять, есть ли у ребенка склонности к программированию, чтобы вовремя развивать эту способность?
— На мой взгляд, способные ребята есть всегда, но не всегда есть те, кто готов трудиться столько, сколько Гена. «Неспособность», как правило, связана с тем, что с ребенком не занимались ни дома, ни в школе. Я видел огромное количество ребят, которых просто в свое время не успели заинтересовать. По собственному опыту знаю, что заинтересованный ученик превращается в вундеркинда, готового свернуть горы в образовательном процессе.
А что касается способностей к программированию, то научить можно любого, если есть желание. Например, мы с помощью нашей системы начинаем работать с ребятами с четырех лет. Другое дело, что для них ставим совершенно другие задачи, нежели для учеников постарше. Безусловно, есть талантливые. Однако добьются они каких-либо результатов или нет, полностью зависит от их прилежания и трудоспособности.
— Занятия с такого раннего возраста никак не влияют на развитие у ребенка компьютерной зависимости? В целом как вы относитесь к мнению о том, что интернет и компьютер испортили современное поколение?
— Не компьютер портит детей, а то, что в современном мире сменилась система ценностей. Общество стало потребительским, и у многих главная цель — иметь красивую одежду, модные гаджеты любыми способами. Поэтому стараются искать легкие обходные пути.
Проблема не в том, что появились компьютеры, а в том, что поменялась жизненная установка: сейчас важно, что ты съел, что надел на себя, а не сколько книг ты прочитал.
А компьютерная зависимость обычно появляется в игре, где присутствуют сильные эмоции. У нас ребята думают, устают и отдыхают. Они рано понимают, что если хочешь чего-то достичь, то на игры времени не будет. Я стараюсь мотивировать своих учеников. Для этого существует таблица результатов, благодаря которой все видят, как друзья решают задачи. Приходилось в качестве поощрений использовать, например, торты — и делить их пропорционально сделанному количеству задач. Некоторые из лучших уже школьниками получают определенные премии за успехи — это тоже важный стимул, чтобы заниматься дальше.
— Сравните возможности, которые были 20 лет назад, когда вы только начинали проводить свои факультативные занятия по информатике, и сегодняшние. Когда обучение информатике давалось легче?
— В 1996 году в моем классе на 30 человек было восемь компьютеров. Сегодня все кардинально поменялось: два класса оснащены 30 компьютерами современной комплектации. Более того, интернет сейчас уравнял шансы ребят со всего мира. Есть такая фраза: «Кольт уравнивает шансы». Сейчас аналогичное можно сказать про интернет. Тот же Гена Короткевич стал лучшим на планете, живя в Гомеле. Потому что сегодня можно в любом месте получить любую информацию — нужно только работать. И если есть определенное окружение, как у нас, возможно, это быстрее получится. Между тем если в африканских странах своеобразным социальным лифтом является спорт, то у нас — это программирование. Я бы даже назвал это социальной лестницей, которую нужно пройти своими ногами, чтобы взобраться на определенную высоту. И я эту лестницу строю вместе со своими учениками, студентами, аспирантами. И моя цель — чтобы она была как можно выше.
— Михаил Семенович, вы воспитали большое количество талантливых ребят. Следите за тем, как сложилась их судьба?
— Многие из них после школы продолжают свою учебу в Гомеле, многие поступают в БГУ на факультет прикладной математики, в БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). Есть отдельные, предпочитающие университет информационных технологий и точной механики и оптики в Санкт-Петербурге, там, кстати, учится Гена Короткевич.
А что касается студентов, то есть выпускники, которые
уехали и сейчас трудятся в Intel, Google. Но есть и противоположный пример. Артем Кузнецов, первый гомельчанин, который стал чемпионом республики в 1997 году, отучившись в Гомеле, уехал в Москву заниматься мобильным банкингом. Быстро стал там руководителем отдела разработки, после чего отдел перевел в Гомель. Сейчас здесь под его руководством трудится большое количество специалистов, живущих в Гомеле, но получающих практически московскую зарплату. Так что у моих выпускников нет проблем с трудоустройством. Теперь существует несколько иная проблема: у нас нет столько людей, чтобы удовлетворить все имеющиеся вакансии. Поэтому возникла конкуренция, и фирмы начали друг у друга переманивать специалистов. Я считаю, что для специалистов ИТ-сферы в нашей стране сегодня созданы самые благоприятные условия. Это элита нашего общества, которая высоко котируется и в Беларуси, и за рубежом.
Юлия ЛЫСЕНКО