

Дорога в облака на борту теплового аэростата для корреспондентов БЕЛТА оказалась тернистой. Винить в этом некого, поскольку, как говорится, у природы нет плохой погоды, но есть неподходящая для подъема на воздушном шаре. Сильный ветер вечером 17 июля помешал журналистам принять участие в полете на воздушных шарах из аэропорта Минск-1, запланированном программой фестиваля авиационного спорта «70 лет мирного неба» (самом массовом за белорусскую историю). Томительное шестичасовое ожидание не прошло для прессы впустую. Журналисты с головой окунулись в сложную воздухоплавательную терминологию и специфику чтения карт местности. Кроме того, представители СМИ не преминули воспользоваться прекрасной возможностью и в непринужденной обстановке поближе познакомились с участниками мероприятия. Мне посчастливилось поговорить с замечательным человеком — литовским пилотом-спортсменом Дариусом Микалаюнасом, с которым ранним утром 18 июля все-таки взлетели над просыпающимся Минском.

Команды воздушных шаров из Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Новой Зеландии, Польши, России и Украины решили не менять стартовую площадку и начали подготовку к массовому подъему из аэропорта Минск-1 около 6.30. Процесс трудоемкий и очень любопытный. Дариус любезно предложил помочь заполнять купол теплым воздухом. Скажу я вам, работа эта не из легких. Требуется определенная сноровка, чтобы удержать надувающийся огромный шар.
Самый волнительный момент — это шаг в корзину. В ней довольно тесно из-за баллонов с газом, но от этого даже уютно. Ощущение защищенности не покидало меня на всем протяжении полета, от того мгновения, когда мы почти неощутимо оторвались от земли, и до мягкого приземления.
Вопреки распространенному мнению, летать на тепловом аэростате — совсем не то же самое, что отдыхать на пикнике. Поговорить во время движения не получается из-за оглушительного шума горелки. Жар от нее такой, что даже на значительной высоте не чувствуется похолодания воздуха. Пилот постоянно сконцентрирован на управлении шаром и на показаниях приборов. В общем, нелегкий труд. Хотя пейзажи внизу и вокруг видишь изумительные.

Приземление довольно забавно. Из теплового аэростата нужно выйти в определенный момент, чтобы оставшиеся в корзине пассажиры не улетели дальше. Во время спуска шар — словно ретивый конь: пока в куполе достаточно воздуха, так и норовит вырваться из рук в родную небесную стихию. Дариус Микалаюнас вместе со своей командой блестяще со всем справляется, и мы благополучно оказываемся на земле. В общем, это неудивительно — в воздухоплавательном спорте он уже 22 года.
«Все получилось почти случайно. Я работал в метеослужбе, и главный судья нынешнего фестиваля Гинтарас Шуркус приехал ко мне за информацией о ветрах. Он собирался лететь через Балтийское море из Швеции в Литву. Я подготовил ему многолетние данные, а он пригласил меня на соревнования по воздухоплаванию. Сначала я участвовал в них как навигатор, долго был в команде на чемпионатах мира и Европы. На состязаниях продолжительное время также работал метеорологом. Когда же стал летать самостоятельно, мне уже сложно не было», — рассказывает спортсмен.

Несмотря на солидный стаж в этом увлекательном деле, воздухоплавание не стало для Дариуса работой. Он трудится в гидрометеорологической службе Литвы, где занимается техническим обслуживанием измерительной аппаратуры. О том, чтобы оставить спорт, нет и речи. «Полет на тепловом аэростате нельзя сравнить ни с каким другим. В нем есть нечто, что невозможно описать словами. Этот вид спорта очень затягивает, и отказать себе в удовольствии полетать чрезвычайно сложно», — говорит он.
Воздухоплавательный спорт очень романтичный и увлекательный, однако, к сожалению, совсем недешевый. Новый шар стоит десятки тысяч евро. К этому нужно прибавить стоимость страховки, постоянных техосмотров, медицинских комиссий, в конце концов — топлива для автомобиля, в котором перевозят аэростат.
Управлять воздушным шаром может лишь человек с хорошим здоровьем, но надо сказать, что особых возрастных ограничений для пилотов нет, и, если физическая форма позволяет, летать можно и на пенсии, разве что медосмотр после 50 лет придется проходить чаще.

Естественно, годы отнимают силы, зато оттачивают мастерство. Однако Дариус отмечает, что умение справляться с воздушным шаром составляет только 20% успеха. «Раньше опыт пилота обеспечивал ему половину победы. Сейчас многое решает техника. Современные спортивные шары развивают высокую скорость, они менее инертные. Однако везение тоже стоит брать в расчет. Кажется, что летишь правильно, остается каких-нибудь 200—300 метров, и вдруг тебя поворачивает от хороших результатов», — говорит спортсмен.
Его совсем не беспокоит большая доля неопределенности и непредсказуемости в воздухоплавательном спорте: ведь аэростаты почти никогда не возвращаются на место взлета, и неизвестно, где им удастся приземлиться. «Так даже интересней. Постоянно возникают ситуации, когда надо что-то придумать, чтобы выйти из положения. Правда, если внимательно следить за прогнозом погоды, можно многое знать заранее», — отмечает Дариус Микалаюнас.

Под его руководством воздушный шар с корреспондентами БЕЛТА на борту величаво проплывает в небе над Минском и летит за 22 километра на юго-восток от города, чтобы завершить свое утреннее путешествие. Он — один из 54 тепловых аэростатов, участвующих в попытке установить рекорд для Книги рекордов Гиннесса самого массового полета воздушных шаров над столицей государства.
Елизавета БЕЦКО. Фото Оксаны МАНЧУК

Сотни минских пенсионеров каждый год становятся студентами. Программу обучения выбирают сами – к чему сердце лежит.
Социальной рекламы в стране за последние годы стало больше. И она востребована. Неслучайно наши пиарщики регулярно проводят семинары и конференции, на которых говорят о том, что поиск и создание нового образа Беларуси – задача сегодняшнего дня. Именно поэтому социальная реклама становится важным инструментом формирования настоящих нравственных ценностей общества.