Дорога в облака на борту теплового аэростата для корреспондентов БЕЛТА оказалась тернистой. Винить в этом некого, поскольку, как говорится, у природы нет плохой погоды, но есть неподходящая для подъема на воздушном шаре. Сильный ветер вечером 17 июля помешал журналистам принять участие в полете на воздушных шарах из аэропорта Минск-1, запланированном программой фестиваля авиационного спорта «70 лет мирного неба» (самом массовом за белорусскую историю). Томительное шестичасовое ожидание не прошло для прессы впустую. Журналисты с головой окунулись в сложную воздухоплавательную терминологию и специфику чтения карт местности. Кроме того, представители СМИ не преминули воспользоваться прекрасной возможностью и в непринужденной обстановке поближе познакомились с участниками мероприятия. Мне посчастливилось поговорить с замечательным человеком — литовским пилотом-спортсменом Дариусом Микалаюнасом, с которым ранним утром 18 июля все-таки взлетели над просыпающимся Минском.
Команды воздушных шаров из Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Новой Зеландии, Польши, России и Украины решили не менять стартовую площадку и начали подготовку к массовому подъему из аэропорта Минск-1 около 6.30. Процесс трудоемкий и очень любопытный. Дариус любезно предложил помочь заполнять купол теплым воздухом. Скажу я вам, работа эта не из легких. Требуется определенная сноровка, чтобы удержать надувающийся огромный шар.
Самый волнительный момент — это шаг в корзину. В ней довольно тесно из-за баллонов с газом, но от этого даже уютно. Ощущение защищенности не покидало меня на всем протяжении полета, от того мгновения, когда мы почти неощутимо оторвались от земли, и до мягкого приземления.
Вопреки распространенному мнению, летать на тепловом аэростате — совсем не то же самое, что отдыхать на пикнике. Поговорить во время движения не получается из-за оглушительного шума горелки. Жар от нее такой, что даже на значительной высоте не чувствуется похолодания воздуха. Пилот постоянно сконцентрирован на управлении шаром и на показаниях приборов. В общем, нелегкий труд. Хотя пейзажи внизу и вокруг видишь изумительные.
Приземление довольно забавно. Из теплового аэростата нужно выйти в определенный момент, чтобы оставшиеся в корзине пассажиры не улетели дальше. Во время спуска шар — словно ретивый конь: пока в куполе достаточно воздуха, так и норовит вырваться из рук в родную небесную стихию. Дариус Микалаюнас вместе со своей командой блестяще со всем справляется, и мы благополучно оказываемся на земле. В общем, это неудивительно — в воздухоплавательном спорте он уже 22 года.
«Все получилось почти случайно. Я работал в метеослужбе, и главный судья нынешнего фестиваля Гинтарас Шуркус приехал ко мне за информацией о ветрах. Он собирался лететь через Балтийское море из Швеции в Литву. Я подготовил ему многолетние данные, а он пригласил меня на соревнования по воздухоплаванию. Сначала я участвовал в них как навигатор, долго был в команде на чемпионатах мира и Европы. На состязаниях продолжительное время также работал метеорологом. Когда же стал летать самостоятельно, мне уже сложно не было», — рассказывает спортсмен.
Несмотря на солидный стаж в этом увлекательном деле, воздухоплавание не стало для Дариуса работой. Он трудится в гидрометеорологической службе Литвы, где занимается техническим обслуживанием измерительной аппаратуры. О том, чтобы оставить спорт, нет и речи. «Полет на тепловом аэростате нельзя сравнить ни с каким другим. В нем есть нечто, что невозможно описать словами. Этот вид спорта очень затягивает, и отказать себе в удовольствии полетать чрезвычайно сложно», — говорит он.
Воздухоплавательный спорт очень романтичный и увлекательный, однако, к сожалению, совсем недешевый. Новый шар стоит десятки тысяч евро. К этому нужно прибавить стоимость страховки, постоянных техосмотров, медицинских комиссий, в конце концов — топлива для автомобиля, в котором перевозят аэростат.
Управлять воздушным шаром может лишь человек с хорошим здоровьем, но надо сказать, что особых возрастных ограничений для пилотов нет, и, если физическая форма позволяет, летать можно и на пенсии, разве что медосмотр после 50 лет придется проходить чаще.
Естественно, годы отнимают силы, зато оттачивают мастерство. Однако Дариус отмечает, что умение справляться с воздушным шаром составляет только 20% успеха. «Раньше опыт пилота обеспечивал ему половину победы. Сейчас многое решает техника. Современные спортивные шары развивают высокую скорость, они менее инертные. Однако везение тоже стоит брать в расчет. Кажется, что летишь правильно, остается каких-нибудь 200—300 метров, и вдруг тебя поворачивает от хороших результатов», — говорит спортсмен.
Его совсем не беспокоит большая доля неопределенности и непредсказуемости в воздухоплавательном спорте: ведь аэростаты почти никогда не возвращаются на место взлета, и неизвестно, где им удастся приземлиться. «Так даже интересней. Постоянно возникают ситуации, когда надо что-то придумать, чтобы выйти из положения. Правда, если внимательно следить за прогнозом погоды, можно многое знать заранее», — отмечает Дариус Микалаюнас.
Под его руководством воздушный шар с корреспондентами БЕЛТА на борту величаво проплывает в небе над Минском и летит за 22 километра на юго-восток от города, чтобы завершить свое утреннее путешествие. Он — один из 54 тепловых аэростатов, участвующих в попытке установить рекорд для Книги рекордов Гиннесса самого массового полета воздушных шаров над столицей государства.
Елизавета БЕЦКО. Фото Оксаны МАНЧУК