Любимому актеру многих поколений кинозрителей Юрию Соломину — 80! Родился он 18 июня 1935 года в Чите. В кино дебютировал в 1960 году в фильме «Бессонная ночь», а всего на счету актера около 70 киноролей. В 1969 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», Юрий Соломин приобрел всесоюзную известность. Затем были фильмы «ТАСС уполномочен заявить», «Хождение по мукам», вошедшие в золотой фонд советского кино. А роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (1975) сделала актера известным в мировом кинематографе.
Юрий Соломин — лауреат Государственной премии России, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, Почета, Дружбы народов, святого благоверного князя Даниила Московского, многими медалями. Он почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии образования, почетный профессор МГУ. В честь Юрия Соломина назван астероид.
— Юрий Мефодьевич, ваше детство опалено войной...
— Чаще всего вспоминаю сопки, которыми окружена была Чита. Представляете, весной какая красота, когда сопки становятся розоватыми от того, что покрыты цветущим багульником! Эти сопки, а еще река Читинка, где мы любили купаться, часто мне снятся... Я пошел в школу в середине войны, в 1943 году. Время было тяжелое, мужчины были на фронте, а женщины тянули на себе все тяготы жизни. Мы тоже старались внести свою лепту в победу. Помню, когда только пошел в первый класс, пришла учительница и спросила: «Кто хочет выступать перед ранеными?». Я с удовольствием откликнулся, и Наталья Павловна Большакова привела нас, семь школьников, в госпиталь. Мы очень старались, выступая перед ранеными. Один из них позвал меня к себе, обнял и положил в мою ладонь несколько кусочков сахара. Это был мой первый гонорар. Вечером, когда вся семья с удовольствием пила чай сахаром, я гордился собой.
— Когда вы решили, что будете артистом?
— Я с детства знал, что буду актером. С пятого класса у нас была классная руководительница, преподаватель химии, которая, когда меня вызывала, всегда говорила: «Ну, артист, иди к доске». Об актерской профессии мечтал, поэтому занимался в драматическом кружке при городском Доме пионеров. Помню, к нам приехал Борис Андреев, который был очень популярен после фильмов «Трактористы», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской». И руководитель нашего кружка сказал, что я собираюсь поступать в театральный. Тогда Андреев произнес мне какие-то теплые напутствующие слова.
Потом, когда уже стал артистом, получил звание заслуженного, Андреев пришел к нам в театр. И я ему рассказал, как много лет назад он напутствовал меня. Борис Федорович, конечно, не помнил этого, но благородно сделал вид, что узнал меня.
Сразу после окончания школы я отправил документы в Москву в Щепкинское театральное училище. Мама мечтала, чтобы я был хирургом, а отец очень хотел, чтобы стал актером. Папа подрабатывал в железнодорожном клубе, и ему был положен железнодорожный билет раз в три года. Он решил использовать его, чтобы отвезти меня в Москву. Мы ехали в столицу 8 суток и 12 часов.
— А правда, что вы стали сниматься в кино благодаря вашему педагогу Вере Пашенной?
— Да, Вера Николаевна порекомендовала меня режиссеру Анненскому, и благодаря ей состоялся мой кинодебют в фильме «Бессонная ночь». Жаль, что отец немного не дожил, чтобы увидеть меня на экране...
— После фильма «Дерсу Узала» вы получили мировую известность.
— Куросава был человек индивидуальности, широкой культуры, обладающий высоким профессиональным мастерством и тонкой интеллигентностью. Он очень любил русскую литературу, много снимал фильмов по русской классике. Когда Куросава задумал снять фильм «Дерсу Узала», он сказал: «Я не знаю ваших актеров, предложите мне лучших из них». Ему посоветовали семь артистов и предоставили для просмотра фильмы. Представляя меня, показали две серии «Адъютанта его превосходительства». Куросаву заинтересовал фильм, и он попросил посмотреть все серии. После просмотра сказал: «Хорошо». И я получил роль. Мы снимали на Дальнем Востоке, где вокруг поразительной красоты пейзажи. Самая сложная сцена была, когда начали сниматься с тигром по кличе Артем. Он показывал характер. Сделали огромный металлический загон, чтобы зверь не убежал, а с той стороны, с которой мы заходили, вырыли огромный ров и заполнили его водой. Егерь сказал, что тигр в воду не пойдет. Но когда начались съемки и мы вошли в загон, Артем прыгнул в воду и поплыл на нас. Чтобы тигра отпугнуть, вокруг стали стрелять. Естественно, мы испугались и заявили Куросаве, что отказываемся от съемок с хищником. Он стал убеждать нас, что этот эпизод необходим для фильма, а мы в ответ доказывать ему, что состоим в обществе защиты животных и не можем допустить издевательство над тигром. После этого довода режиссер согласился с нами. От Артема отказались, а продолжали снимать с дрессированным тигром из цирка Запашного в павильоне «Мосфильма»...
Я называл Куросаву сэнсэем. По образованию он был художник и очень хорошо разбирался в живописи. Для меня огромное счастье, что я полтора года работал с таким мастером. Помню, он мог часами сидеть в тайге и смотреть вдаль. Многие не понимали, что он рассматривает — ведь все ели одинаковые. Тридцать лет
мы с ним дружили. Фильм «Дерсу Узала» был показан во многих странах мира и номинирован на «Оскар». К сожалению, мне даже не сообщили, что фильм получил эту кинопремию — об этом я узнал совершенно случайно...
— Хочется вспомнить еще одну вашу роль — в фильме «ТАСС уполномочен заявить». Вы легко перевоплотились в разведчика?
— Перед съемками я встречался с прототипом своего героя. Самое важное, что он мне сказал: разведчики знают, кто есть кто. Разведка — это шахматная доска, и кто быстрее и глубже думает, тот и выиграет. Для меня это была очень интересная роль.
— Есть ли такая книга, которая произвела на вас особое впечатление?
— Детское чувство остается на всю жизнь. Меня сильно впечатлила история повести Антона Павловича Чехова «Каштанка». Еще была война в разгаре, поэтому освещения не было. И бабушка открывала заслонку печки, чтобы был свет от огня, и читала «Каштанку». Чехов — мой любимый автор, поэтому когда появилась возможность, я посмотрел постановки всех его пьес, а затем и сыграл. Еще один любимый автор — Островский, а из современных — Астафьев, Распутин, Белов, Шукшин.
— А какой фильм, просмотренный в детстве, вам запомнился?
— В послевоенные годы было много итальянских фильмов. Я помню «Рим, открытый город» с Анной Маньяни. Дети до 16 лет на него не допускались. Но отец провел меня. Я весь фильм ждал, что ж там такого, что детям запрещен, и только в конце фильма увидел обнаженную грудь. Но я был потрясен фильмом не из-за этого, а замечательной игрой актеров.
— У вас в доме много животных?
— Я всю жизнь собаками и кошками занимаюсь, мы с женой их очень любим. Однажды супруга подобрала дворняжку, мы ее назвали Тузиком. Он у нас прожил 12 лет. С Тузиком произошла удивительная история. Когда Смоктуновский ушел из МХАТа, мне предложили его роль царя Федора в «Борисе Годунове» с условием, что к такому-то времени я выучу 100 страниц роли в стихах. Жена с дочкой, чтобы не мешать, уехали на дачу. Помню, зазубривал текст, глядя в окно на церквушку, что видна из окна. А Тузик весь день смотрел на меня. И когда я произнес: «Что такое царь?» — пес подошел ко мне и положил голову на колени. Я уверен, что это он помог мне выучить роль... — Сейчас уже внучка притаскивает домой бездомных животных. У меня сейчас живут три дворняги, и больше всего меня поражает их преданность.