Палатой представителей Национального собрания в первом чтении принят проект закона «О борьбе с коррупцией», одобрены дополнения и изменения в закон «О внешней трудовой миграции». Как отметил, представляя депутатам антикоррупционный законопроект, генеральный прокурор Александр Конюк, до настоящего времени вопросы, связанные с противодействием коррупции, регулировались различными законодательными актами. Президент Александр Лукашенко дал поручение по итогам общественного обсуждения подготовить единый законопроект о борьбе с коррупцией, который объединил бы уже действующие положения и предлагаемые новации.
Проект закона «О борьбе с коррупцией» разработан Генеральной прокуратурой Республики Беларусь совместно с заинтересованными государственными органами. С августа по декабрь 2014 года проведено общественное обсуждение законопроекта, во время которого было представлено более 300 предложений. Многие из них учтены разработчиками.
Одной из основных новаций законопроекта является запрет на повторный прием на госслужбу лиц, которые ранее были уволены со службы по дискредитирующим обстоятельствам. Этот запрет не зависит от факта погашения судимости, пояснил Александр Конюк. Дорога в госслужбу для таких лиц будет закрыта навсегда, второго шанса не будет.
Кроме того, ужесточается контроль за финансовым и имущественным положением отдельных категорий государственных должностных лиц. В частности, декларировать им и их близким родственникам придется не только имущество, являющееся собственностью, но также объекты недвижимости, произведения искусства, драгоценные металлы и изделия из них, транспортные средства, если они находились в их фактическом владении 183 дня и более. «Это должно способствовать предотвращению завуалированных фактов подкупа должностных лиц путем предоставления им или их близким родственникам материальных ценностей якобы в пользование», — пояснил Александр Конюк.
Вместе с тем предлагается сократить перечень военнослужащих органов пограничной службы, обязанных ежегодно декларировать доходы. Из него будут исключены те, кто не выполняет обязанности по пропуску лиц, товаров, транспортных средств через государственную границу и ее непосредственной охране. Эти военнослужащие не принимают решений, сопряженных с коррупционными рисками, и работа по их декларациям, по сути дела, проводится впустую.
Еще одна новация законопроекта — устанавливается возможность лишения уличенных в коррупции государственных должностных лиц пенсии за госслужбу и предоставление только пенсии по возрасту. «Такие последствия будут в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий», — уточнил генеральный прокурор.
Ограничение права на пенсионное обеспечение станет распространяться и на лиц, занимающих должности в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, военизированных организациях республики. Предполагается, что при исчислении пенсии по выслуге лет в таких ситуациях будет учитываться оклад по воинскому званию «рядовой».
Законопроект сохраняет административную ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках независимо от наступивших последствий. В нем предусмотрена также персонификация ответственности с учетом повторности нарушения и наступивших негативных последствий. Кроме того, расширен субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения в сфере госзакупок. Помимо должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ним предлагается отнести членов комиссий, созданных для проведения процедур государственных закупок. «Зачастую они уходят от ответственности, ссылаясь на принцип коллективности», — отметил генеральный прокурор.
В числе других важных составляющих проекта закона «О борьбе с коррупцией» — ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников; введение механизма обращения в доход государства незаконного обогащения; определение понятия общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией.
В первом чтении принят также законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». Необходимость корректировки этого нормативного акта вызвана тем, что за последние годы существенно изменились потоки внешней трудовой миграции, возросло число въезжающих на работу в Беларусь иностранцев. Как проинформировал, представляя законопроект, министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич, если в 2013 году число трудящихся у нас мигрантов составляло 10 тысяч человек, то в 2014-м эта цифра достигла более 37 тысяч человек. Основное число въехавших в Беларусь — граждане Украины, России и Китая.
Одна из важнейших новаций законопроекта — введение термина «высококвалифицированный работник». Для того чтобы облегчить привлечение в Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, нанимателей освобождают от обязанности получать на это специальное разрешение. Кроме того, специальное разрешение нанимателю не потребуется и в отношении иностранцев, которые трудоустраиваются в Беларуси по специальности, получаемой либо уже полученной в белорусских вузах в течение одного года после ее получения.
Законопроект расширяет перечень оснований для отказа в выдаче специальных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и оснований для их аннулирования. Это новшество направлено на сокращение оттока белорусских специалистов, стабилизацию криминогенной обстановки, предотвращение заполнения вакансий иностранцами, яв-
ляющимися гражданами (подданными) государств, неблагополуч-
ных в миграционном отношении.