Адам Мицкевич — всемирно известный поэт, произведения которого переведены более чем на 30 языков мира. И хоть писал он на польском языке и считается классиком польской литературы, биография и творчество Мицкевича самым тесным образом переплетены с белорусской землей. Сегодня память поэта увековечена не только в Польше и Беларуси, но и в Литве, России, Украине, Германии, Турции, Франции, Италии, Грузии.
Адам Мицкевич происходит из шляхетского рода Рымвидов, герба «Порай», не одно поколение жившего на наших землях. В ночь Рождества Христова, 24 декабря 1798 года, в фольварке Заосье Новогрудского повета (ныне Барановичский район) появился на свет и он сам. Адам был вторым из пяти сыновей Николая и Барбары Мицкевич.
Первоначальное образование юный Адам получил в новогрудской доминиканской школе. К тому времени его отец, успешный адвокат, построил для своей семьи в Новогрудке каменный дом. От него до монастыря доминиканцев, в котором располагалась школа, было рукой подать. Учился будущий поэт хорошо, интересовался разными предметами. Любил историю, математику, литературу. А вот чистописание «хромало», были проблемы с почерком.
В свободное от учебы время излюбленным местом Мицкевича, его школьных товарищей и братьев была гора Миндовга. Говорили о былых временах, славных делах предков, дрались на деревянных мечах, представляя себя средневековыми рыцарями. Надо сказать, богатая история края оставила в душе будущего поэта неизгладимый след. Впоследствии в его известных произведениях, таких как «Гражина», «Конрад Валенрод», «Мешка, князь Новогрудка», не раз оживут руины новогрудского замка и наши храбрые предки вновь не дадут спуску врагам.
И, конечно, колоссальное влияние на мировоззрение Мицкевича оказали белорусские народные предания, легенды, песни. Адам слышал их с самого детства, от старого слуги Блажея и няни Ганны. Когда подрос, вместе со своим лучшим другом Яном Чечотом часто ездил по окрестным деревням, посещал ярмарки, крестьянские свадьбы, дожинки. Самые яркие фольклорные сюжеты впоследствии легли в основу знаменитых на весь мир произведений Адама Мицкевича. К примеру, легенда об ушедшем под воду городе, на месте которого плещется озеро Свитязь, или о несчастной матери, что стала рыбкой, чтобы даже после смерти заботиться о своем ребенке.
В 1812 году умер отец, Николай Мицкевич, что стало большим ударом для семьи. Матери с сыновьями нужно было не только на что-то жить, но и выплачивать долги за дом. Семья перебралась во флигелек для прислуги, а дом сдали квартирантам. Адам Мицкевич понимал — ему необходимо получить достойное образование, что дало бы стабильную работу и доход. После окончания новогрудской доминиканской школы в сентябре 1815 года он поступает в Виленский университет.
Марыля Верещака.
Сначала Мицкевич был принят на физико-математический факультет, но после первого курса перевелся на факультет литературы и искусства. В 1818 опубликовал в виленской газете свое первое стихотворение «Городская зима». Принимает самое активное участие в тайном обществе филоматов, организованном патриотично настроенными студентами университета. Свои каникулы он проводит в Новогрудке и Заосье, продолжая черпать темы для творчества в многочисленных поездках по краю. Его талант начинает набирать силу.
Мощным источником вдохновения стала для поэта любовь к местной шляхтянке Марыле Веращака. Он познакомился с девушкой, приехав погостить к ее братьям, своим друзьям по университету, в имение Тугановичи. Вспыхнули взаимные чувства, начались тайные свидания. Эта пылкая любовь сыграла важную, если не решающую, роль в переходе Мицкевича к новому для польской литературы стилю -— романтизму.
Марылю выдали замуж за графа, а не за него, бедного шляхтича. Получив это известие, он горевал так, что сильно заболел. С образом Марыли связана в его творчестве целая гамма чувств, она осталась для поэта музой на всю жизнь.
После окончания университета Мицкевич был направлен работать преподавателем в гимназии города Ковно (нынешний Каунас). Издает в Вильно первый, затем второй сборник поэзии, основанной на белорусском и польском фольклоре. Но в 1823 году молодого учителя арестовывают — власти напали на след тайного общества филоматов.
Приговор — ссылка в центральные губернии России. Не так страшно, конечно, по сравнению с Сибирью, куда выслали его друзей, но ссылка есть ссылка — дорога домой закрыта. Тогда он еще не знает, что навсегда. Мицкевич живет и работает в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, посещает Крым, а в 1829 году эмигрирует в Европу. Встречается в Германии с Гейне и Гете, затем Италия, Швейцария, Франция... Но в своих мыслях и стихотворных строках он снова и снова возвращается в родные места.
«Я маю край, радзіму дум сваіх;
Мілейшы ён, чым гэтая краіна,
Што зараз у вачах стаіць маіх.
То майго сэрца любая айчына...
Туды я ад турбот і ад забаў
Люблю ўцякаць. Сяджу там пад дубамі,
Там я ляжу сярод духмяных траў,
Там я ганяюся за матылямі», — написал Адам Мицкевич (перевод А. Зарицкого) в 1839 году, в свой лозаннский период жизни. В письмах в это же время он признавался, что «все время видит во сне Новогрудок и Тугановичи». К слову, в Лозанне (Швейцария) Мицкевич жил очень неплохо, имел высокооплачиваемую работу преподавателя латинской литературы в университете, квартиру с видом на Альпы. Но разлука с родным краем не давала почувствовать себя счастливым.
Высокое положение наш земляк занял и после переезда в Париж — возглавил кафедру славянской литературы в Коллеж де Франс. В своих лекциях рассказывает студентам об истории и культуре славянских земель. Дает высокую оценку белорусскому языку, древнему, богатому, мало изменившемуся за века.
В эмиграции Мицкевич пишет одно из самых известных своих произведений — поэму «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве». Очень многие детали указывают на то, что действие поэмы происходит на Новогрудчине. Прототипом пана Тадеуша был сам поэт, его возлюбленной Зоси — Марыля Верещака. В письме другу он признавался, что, работая над поэмой, душой вернулся на родину. И, к слову, семья Мицкевич о «наездах на Литве» (так именовали тогда в том числе и наши земли) знает не понаслышке. В свое время родным братьям дедушки Адама Мицкевича пришлось именно таким образом отстаивать свои законные права на имение Заосье — то есть силой забирать то, что им принадлежало по закону.
Целина Мицкевич с дочерьми Марией и Геленой.
В 1834 году произошли изменения в личной жизни поэта. Он женился на Целине Шимановской, дочке известной польской пианистки Марии Шимановской. Она подарила ему шестеро детей — четыре сына и две дочки.
Конечно, нельзя не коснуться и такой известной страницы биографии Адама Мицкевича, как его дружба с великим русским поэтом Александром Пушкиным. В петербургский и московский периоды жизни Мицкевич общался со многими известными деятелями того времени — Бестужевым, Рылеевым, Жуковским, Вяземским, Дельвигом. Но на Пушкина талант нашего земляка произвел особое впечатление. Сохранились воспоминания, как, услышав его импровизации в одном из литературных салонов, Пушкин вскочил с места со словами: «Какой гений! Какой священный огонь! Что я в сравнении с ним!». Они переводили стихи друг друга, посвящали строки своих произведений. Ходили слухи, что когда Мицкевич узнал о гибели Пушкина в 1837 году, он искал Дантеса в Европе, чтобы вызвать на дуэль.
Умер великий поэт в Константинополе (ныне г. Стамбул, Турция) 26 ноября 1855 года, по официальной версии, от холеры. Его останки покоятся в Вавельском кафедральном соборе Кракова (Польша).
Адама Мицкевича считают своим и поляки, и белорусы, и литовцы — народы, земли которых входили когда-то в состав Речи Посполитой. Оспаривать его у всех и вся было бы неправильно. Но знать о том, насколько он «наш», белорусам просто необходимо.
Памятник воздвиг
Памятник в Варшаве.
В Польше именем Адама Мицкевича названы улицы во многих городах. По всей стране ему установлены памятники и бюсты. Его имя носит несколько различных учреждений, действуют музеи Адама Мицкевича, проходят посвященные ему мероприятия.
В Стамбуле (бывший Константинополь) также есть музей Мицкевича — он расположен в доме, где прошли его последние дни. Музеи созданы в доме в Вильнюсе, где он жил, и в гимназии в Каунасе, где преподавал. Улицы, площади, памятники, бюсты Адама Мицкевича есть в Риме, Стамбуле, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Тбилиси, Киеве, Львове, Одессе и других городах мира.
«Сижу там под дубами...»
Музей-усадьба Адама Мицкевича в Заосье.
В Беларуси Адам Мицкевич любим и почитаем. В пяти белорусских городах стоят памятники и бюсты поэту, в более десяти есть улицы его имени. Действуют два музея — в деревне Заосье Барановичского района и Новогрудке.
Музей-усадьба Адама Мицкевича в Заосье возведен на месте имения, в котором поэт родился и провел немало времени в детстве и юности. К слову, от Заосья до Тугановичей, где жила Марыля Верещака, — напрямую восемь километров, которые он в счастливую пору их любви легко преодолевал на коне...
В Первую мировую войну имение сгорело дотла. Хорошо, что в свое время художник из Новогрудка Эдвард Павлович запечатлел оригинальный вид усадьбы. Это дало возможность отстроить ее в 1998 году на старом фундаменте. Теперь сюда приезжают тысячи туристов -— не только из Беларуси, но и многих других стран мира. Чаще всего, конечно, из Польши и Литвы.
— Нашим уважаемым гостям я всегда говорю: Мицкевич нас не делил, и мы его делить не должны, он нас роднит и объединяет. Пусть будет и ваш, и наш. Читайте его, получайте удовольствие, и любите родину так, как любил ее Мицкевич, — рассказывает директор музея-усадьбы Анатолий Евменьков.
По словам директора, в поэме «Пан Тадеуш» Мицкевич вернулся мыслями в этот дом и детально описал его. По этому описанию и создавалась нынешняя экспозиция музея. Уникальные экспонаты, мебель и предметы быта XIX века собраны буквально по крупицам. Атмосфера потрясающая, словно оказываешься в гостях у поэта в лучшую пору его молодой жизни.
Имение Тугановичи до наших дней не сохранилось, также сгорело в Первую мировую войну. Но в старом парке без труда можно найти огромную липу, у которой тайно встречались когда-то Адам и Марыля. И дубы тут есть — не к ним ли в мыслях «убегал» поэт из своей вынужденной эмиграции?..
Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке.
Особым вниманием окружено имя знаменитого земляка в Новогрудке. Имя Мицкевича носит центральная улица города, ему установлен не только памятник, но и насыпан курган. На месте родного дома поэта теперь дом-музей Адама Мицкевича. Его директор, известный исследователь творчества Мицкевича и автор книги о нем Николай Гайба отмечает, что в экспозиции музея сделан акцент на новогрудско-белорусском периоде жизни поэта. К сожалению, именно это время мало известно не только иностранным гостям, но и белорусским туристам.
— Все очень привыкли к формулировке «великий польский поэт». Меня нередко спрашивают — а зачем Мицкевичи приехали сюда из Польши? И удивляются, услышав, что это наш шляхетский род. А на территории Польши Адам Мицкевич жил только несколько месяцев, когда хотел примкнуть к участникам восстания 1830—1831 гг., — рассказывает Николай Гайба.
Николай Гайба.
В экспозиции новогрудского музея, прекрасно воссоздающей дух шляхетского дома XIX века, можно увидеть уникальные оригинальные предметы. Часы из комнаты Мицкевича в Вильно. Его очки, подаренные друзьями в России. Стол и стулья из имения в Тугановичах — возможно, на них сидел когда-то влюбленный поэт. Впечатляет коллекция книг «Пан Тадеуш» в переводе на 17 языков мира, многие другие экспонаты, раскрывающие перед посетителями яркий мир жизни и творчества великого поэта.
Уверена, каждый, кто пройдет по белорусским следам Мицкевича, во многом заново откроет для себя его поэзию.