В прошлом году народный артист СССР Олег Басилашвили отметил 80-летний юбилей. А 59 лет назад вышел на сцену и дебютировал в кино. Он и по сей день остается любимым актером нескольких поколений театралов и кинозрителей. Олег Валерианович — ведущий актер Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. В его фильмографии 80 ролей, многие из кинолент вошли в золотой фонд советского кино: «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Осенний марафон», «Небеса обетованные», «Курьер». Написал книгу «Неужели это я?! Господи». Белорусские поклонники Олега Басилашвили смогут увидеть актера 30 апреля в моноспектакле «Из Петербурга с любовью… Размышление».
— Олег Валерианович, приближается дата — 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. А ведь вы тоже являетесь свидетелем той войны...
— Я прекрасно помню воскресный солнечный день 22 июня, потому что у мамы был выходной и мы собирались в кино. Помню, мы в хорошем настроении прогулялись по Москве от нашего дома по Чистым прудам до кинотеатра «Колизей». Но когда подошли кинотеатру, увидели людей в черной одежде, которым женщина в красном берете что-то рассказывала. Мама вместе со всеми слушала эту женщину, а потом, взяв меня за руку, быстро повела домой. Я не понимал, почему она нарушила свое обещание и мы не посмотрели фильм, в котором играл клоун Карандаш. Дома мне объяснили, что началась война.
Мой отец прошел всю войну и, слава богу, вернулся в июле 1945 года домой. А вот мой названный брат Жора, окончив артиллерийское училище, погиб в танковом сражении на Курской дуге. До войны в нашем доме было подвальное помещение, где хранились дрова, которыми отапливались квартиры. С началом войны в нем сделали бомбоубежище, там мы пережидали бомбежки. Самым трудным был 1941 год, когда немцы подступали к Москве. Есть было нечего, за продуктами огромные очереди, в которых мама стояла с пяти утра до трех часов дня. Никогда не забуду, как моя любимая бабушка на антресоли в ванной нашла большую бутылку рыбьего жира, которым до войны поила меня, чтобы я здоровее был. Так как масла не было, бабушка на рыбьем жире решила жарить картошку. Вы не представляете, какая вонь была не только в квартире, но и в подъезде. Соседи приходили, спрашивали: «Где вам удалось достать рыбу»? Несмотря на жуткий запах, это было самое вкусное блюдо за всю войну.
Но наиболее яркое событие в моей жизни — это когда мы узнали, что война окончена. На радостях я и друг Витька схватили флаг и побежали на Красную площадь, где собралось огромное количество народа. С тех пор 9 Мая для меня очень важный праздник.
— Я читал несколько историй происхождения вашей фамилии, хотелось бы услышать от вас — какая из них настоящая?
— В переводе с латинского, так как Грузия была колонией древнеримской империи, «базила» означает «начальник». Окончание «швили» в грузинском языке то же самое, что в русском «ов». Как в русском языке Петров сын Петра, так в грузинском Басилашвили «сын начальника». Из фамилии следует, что в древности кто-то из моих предков был большим начальником. По материнской линии фамилия моих предков Ильинские, многие из них были священниками.
— Вы были одним из первых, кто стал играть в антрепризном спектакле. Как относитесь к антрепризе, и может ли она конкурировать с репертуарными спектаклями?
— Еще в начале 80-х годов прошлого века об антрепризе задумывался руководитель БДТ Товстоногов, который видел, что театр себя изжил. Георгий Александрович говорил: «Чтобы вызвать интерес у зрителя, нужны новые формы. Придет время, и антреприза возьмет свое». Репертуар театров не устраивал, актеры были в поисках хороших режиссеров, интересных ролей, отсюда и возникла антреприза. До меня был Юрский со спектаклем «Игроки». Меня же в антрепризу затянул режиссер Леонид Трушкин, который предложил сыграть в спектакле «Ужин с дураком» по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера. Спектакль успешно идет много лет и интересен зрителю. Затем я играл в антрепризе «Цена», где моими партнерами были покойные Золотухин и Равикович. Если спектакль поставлен на прекрасной драматургии, хорошим режиссером, с отличными актерами, то он пользуется успехом.
— Помимо театра вы по-прежнему снимаетесь в кино. Расскажите о ваших последних работах.
— В кино я сейчас снимаюсь реже, потому что мало интересных предложений. В этом году выйдет «Новая жизнь» режиссера Константина Худякова. Вместе со мной снимались Виктор Сухоруков, Анна Каменкова, Алена Бабенко, Наталья Егорова, Юрий Беляев и много молодых актеров. Фильм о проблеме отцов и детей, о препятствиях, которые преодолевают главные герои на своем пути, и какую цену приходится платить за свои ошибки.
В 2013 году я снялся у Виктора Мережко в сериале «Хуторянин». В нем рассказывается об отношениях простого человека с властью. У меня роль отрицательная, мой герой Сухомлинов бывший мэр, а сейчас теневой хозяин края. Главную положительную роль Сергея Краснова, бывшего полковника российской армии, а ныне владельца процветающего хутора на юге России, играет Андрей Чернышов. Между нами на протяжении телесериала идет борьба.
— Олег Валерианович, в прошлом году вы отметили юбилей, а что поддерживает вас в хорошей форме, как проводите свободное время?
— Меня поддерживает моя жена, с которой мы счастливо прожили более 50 лет, мои дети, внуки Мариночка и Тимофей — они такие подвижные, что приходится быть в форме. В свободное время много читаю, записываю свои воспоминания. Оставаться в хорошей творческой форме помогает работа — я с удовольствием играю в родном БДТ. И по-прежнему жду интересных ролей.
— Какие человеческие качества вы не приемлете, а какие вам близки?
— Категорически не принимаю гордыню. Она погубила очень многих известных актеров, потому что как только ты думаешь, что лучше других, и стараешься переиграть своих партнеров, провал неизбежен. Что касается положительных качеств, то я ценю жалость, умение понять другого человека, внутреннюю интеллигентность.