Просто удивительная биография командира первой перегоночной авиадивизии — советского полярного летчика Героя Советского Союза генерал-майора авиации Мазурука. Родился наш земляк 20 июля 1906 года в Брест-Литовске в простой рабочей белорусской семье. В честь героя одна из улиц родного города названа его именем.
Всего за годы существования «трассы Мазурука», а ее именно так и называли, с октября 1942-го по октябрь 1945-го было перегнано 8 904 самолетов разной модификации, что позволило укомплектовать 250 авиаполков советских ВВС.
Личное поручение Верховного
...Сталин поручил своему секретарю Поскребышеву созвать заседание Государственного комитета обороны (ГКО) и пригласить на него командира 2-й авиагруппы Северного флота Илью Мазурука. Вот что написал Илья Павлович в своей книге «Над Арктикой и Антарктикой»: «Вождь, окинув мрачным взглядом краснозвездных маршалов, произнес:
— Американцы предложили перегонять свои самолеты до Байкала. Но мне кажется, это дело надо поручить нашим летчикам. Зачем нам чужие глаза и уши… Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США, товарищ Мазурук? — обратился он ко мне.
— Нельзя, товарищ Сталин, — ответил я, боясь навлечь гнев Верховного.
— Почему? — вождь перестал мерить кабинет мягкими шевровыми сапогами.
— Наступает полярная ночь. На базах нет горючего. Его можно завезти только в навигацию 1943-го…
Сталин наставил курительную трубку на наркома Ворошилова:
— Почему не обеспечили подвоз? Чем вы занимаетесь вообще? — он едва сдерживал гнев.
— А через Камчатку? – снова обратился он ко мне.
— Тоже невозможно, товарищ Сталин. Самолетам придется лететь над морем. Для истребителей путь длинный, непригодный. Вот если через Берингов пролив из Аляски…
— Как проложить эту трассу, товарищ Мазурук? – ухватился Верховный.
— С Аляски через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию, Сибирь — до Красноярска. Оттуда бомбардировщики сами полетят на фронты, а истребители можно погрузить на платформы Транссиба, — озвучил я давнюю задумку. — Но это 6 450 километров лета, нужно построить новые аэродромы и посадочные площадки, реконструировать старые…
— Неплохая идея, товарищ Мазурук. Вот и займитесь этим. Вы назначаетесь начальником Красноярской перегоночной дивизии. А пока обмозгуйте маршрут с инженерами.
Вождь подошел к столу, перевернул листок календаря и что-то написал.
— Послезавтра доложите. Трасса должна быть готова через три месяца, – обратился он к наркому ВВС Новикову. — А ты, Лаврентий, обеспечь стройку заключенными, — озадачил он Берия».
— В тот же день родился секретный приказ ГКО за номером 100-92 о прокладке воздушной трассы Аляска–Сибирь (Алсиб), – вспоминал Илья Павлович. — Поначалу я оробел. Одно дело самому лететь по Северу, встречаться со смертью лицом к лицу. А тут наломаю дров с этими летчиками-выпивохами — не миновать расстрела. Дивизию пришлось формировать из летчиков-добровольцев, снятых с фронтов, полярников, гражданских пилотов, выпускников авиаучилищ. Cтроительство аэродромов и посадочных полос по всей Красноярской трассе до Берингова пролива велось форсированным методом: каторжным трудом многих тысяч заключенных колымских лагерей. Трасса с аэродромами и посадочными полосами была завершена за неполные три месяца, но какой ценой…
«Кобры» над тундрой
Лететь предстояло около 2 000 километров через всю Аляску — над дремучими лесами долины реки Юкон до города Ном, далее через Берингов пролив и тундру Верхней Чукотки до села Уэлькаль. Там летчики передавали машины сменщикам. Им предстоял перелет в 1 450 километров через всю Чукотку и Колымский хребет. При перелете от Сеймчана до Якутска через полюс холода случилось первое ЧП. Шквалистый ветер отнес «Аэрокобру» на 80 километров от маршрута. В обстановке сплошной облачности летчик врезался в скалы. Аварии стали повторяться с пугающей частотой. Одним из помощников Мазурука был командир эскадрильи Валерий Гамов, который вызвался взять на себя участок перелета через хребты Колымский и Черского до Якутска.
Из воспоминаний Валерия Гамова: «Неимоверно тяжело было лететь зимой, в трескучие морозы до минус 55, когда кабина промерзала насквозь, а самолет обрастал ледяной коркой. На большой высоте — а приходилось преодолевать горные пики — начиналось кислородное голодание. Самолет страшно трясло. Снегопад залеплял обзор».
Первый перелет от Фэрбенкса до Красноярска занял больше месяца. Москва забросала Мазурука звонками: «Чего вы там телитесь? Сталинграду позарез нужны самолеты!». Илья Павлович и так делал все что мог. Умолял американцев: «Ускорьте поставки». Заставил прислать с Большой земли толковых техников. Ругался с особистами, прикрепленными к каждому авиаполку. Те после каждой аварии на трассе искали вредителей. Завели досье на самого Мазурука: мол, не считается с мнением сотрудников Смерша. А он просто посылал их…
На пульсе трассы
Комдив Мазурук в Якутске лично контролировал перегонку самолетов летным и наземным персоналом всех пяти полков, сам часто лидировал экипажи от Фэрбенкса до Красноярска. В штабе командование дивизии проводило ежедневно оперативный разбор полетов каждой эскадрильи, фиксируя успехи и неудачи. За время существования трассы на советском ее участке потери были чувствительные: 279 летных происшествий, из них — 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек.
На американском участке пилоты ВВС США перегоняли самолеты от заводских ворот через Канаду в Фэрбенкс. Потери американской стороны составили 132 самолета и почти столько же — погибших пилотов.
Вот каков был наш прославленный земляк — Илья Павлович Мазурук, который ради дела всей своей жизни был готов на все. Это он за три месяца создал свою трассу, по которой три года гонял самолеты наших союзников, тем самым лично внес огромный вклад в дело Великой Победы советского народа над фашистской Германией.
Николай ГРЕЧАНИК, бывший военный летчик, писатель
Наша давняя читательница Валентина Соловей была среди тех, кто встречал первого космонавта мира Юрия Гагарина в Москве 60 лет назад. Она вспоминает, как судьба привела ее 14 апреля 1961 года на Красную площадь и как по-своему, пусть и опосредованно, «прикоснулась» к тому исторического полету в космос.