№7 от 12 февраля 2015 года
Соврет ли фотография?
О необычной ситуации, возникшей на дороге, рассказал на днях наш читатель Владимир В. На участке, где стоит знак ограничения скорости — 40 км/ч, — его спидометр фиксировал приблизительно 45–46 км/ч. Однако вскоре автомобиль Владимира остановил сотрудник ГАИ и сообщил о том, что водитель превысил скорость.
«Такого не может быть!» — в сердцах воскликнул наш читатель и ввязался в разборки. Но ему указали на монитор прибора, где был изображен его любимый «Форд» и значились две цифры — 66 км/ч. Наш читатель клялся-божился, что является примерным водителем и штраф для него — это как приговор. Мол, денег лишних не водится, а платить невесть за что вдвойне обидно. Я уточнила: вдруг сыграл роль человеческий фактор, то бишь он сам не заметил, как чуточку поднажал на педаль газа? Ведь в той же иномарке 40 или 60 км/ч — ощущения одинаковые! Сама как водитель не раз с удивлением наблюдала подобные метаморфозы вождения. Собеседник был непреклонен: нет, нет и еще раз нет!
Может ли сотрудник ГАИ в подобном случае сфальсифицировать информацию? За разъяснением обратились к заместителю начальника ОГАИ Фрунзенского района Сергею Дудчику.
— Такого не может быть! Все приборы, которые находятся в Госавтоинспекции, раз в полгода или раз в год проходят соответствующую проверку, — рассказал он. — Каждый из них имеет свой инвентарный номер. «Подкрутить» прибор или совершить с ним еще какие-либо манипуляции нельзя, исключено, потому что скорость автоматически фиксируется и выдается фотография. И при возникновении конфликтной ситуации она записывается на компактный диск или распечатывается на бумаге. Затем фотография подкалывается к делу о совершенном административном правонарушении. Кстати, гораздо чаще у водителей возникают вопросы, когда ГАИ замеряет скорость радаром без наличия системы фотофиксации. Радары старого образца еще находятся на вооружении, но они тоже проходят проверку. С такими приборами обычно работают те, кто имеет соответствующий стаж и опыт. Ведь в потоке автомобилей важно правильно определить скорость конкретного транспортного средства.
Если в данной ситуации при рассмотрении дела водитель утверждает, что зафиксирована «не его скорость», то дополнительно опрашиваются сотрудники Госавтоинспекции, ведь, как правило, экипаж ГАИ состоит из двух человек. И если они с уверенностью заявляют, что даже визуально было видно, что машина превышает скоростной режим (порой она обгоняет поток автомобилей), то не верить их показаниям у руководства нет оснований. Ведь их подчиненные не являются лицами, заинтересованными в исходе административного дела.
Сегодня за скорость наказывают строго: вплоть до лишения прав либо назначают штраф, который может доходить до 2 миллионов 700 тысяч (если попался за год повторно). Люди правдами и неправдами пытаются уйти от ответственности: юлят, посоветовавшись с юристом или Его Величеством интернетом, отказываются от первоначальных запротоколированных показаний. Им могут посочувствовать, но отменить законное наказание никто не в силах.
— Практически всем, кто приходит ко мне на прием и не согласен с решением нашего сотрудника, рекомендую установить в автомобиле видеорегистратор, — говорит Сергей Николаевич. — Мы изымаем запись, приобщаем к делу и анализируем. Путем математических расчетов выясняем, с какой скоростью двигался автомобиль. Приносят порой и показания навигатора, в общем, вся информация берется во внимание при рассмотрении дела. Как учитывается и послужной список водителя: сколько раз в году нарушал ПДД, были ли конфликты с ГАИ и так далее.
Иногда водитель заявляет: «Со мной в кабине находилась супруга, и она может прояснить ситуацию». Когда есть свидетели, рекомендуется при составлении административного протокола отметить присутствие свидетеля и желательно, чтобы сотрудник ГАИ взял с него показания на месте. Потому что эти показания будут гораздо весомее, чем данные по прошествии недель или месяца.
Сергей Дудчик полагает, что имеет смысл писать обоснованные жалобы, а для этого надо хорошо знать правовую базу. Порой люди начинают делать заявления по поводу взаимоотношений с сотрудниками ГАИ: не так представился, не объяснил причину остановки. Безусловно, сотрудник автоинспекции обязан действовать строго по инструкции, однако это не отменит вашу ответственность за совершенное административное правонарушение. Так что накал страстей не всегда оправдан.
— Многие водители считают, что правила существуют только для того, чтобы их нарушать. Это совсем не так, — считает Сергей Николаевич. — Правила дорожного движения существуют, чтобы обеспечить порядок на дорогах, дисциплинировать водителей и с юридической точки зрения определить, кто прав, а кто виноват при дорожно-транспортном происшествии.