От жителя Минска Виталия Таргонского на адрес Белорусского телеграфного агентства поступило электронное обращение с фотографиями, подкрепляющими написанное. В письме содержится просьба рассмотреть проблему оборудования станций Минского метрополитена «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» необходимыми элементами интерьера для граждан с ограниченными физическими возможностями (незрячих и слабовидящих).
Внимательного гражданина также заинтересовало, почему «до сих пор на этих станциях край платформы не обозначен так, как он обозначен на всех других станциях метрополитена — с помощью рельефной плитки». И еще цитата: «дорожка для незрячих и слабовидящих людей в подземном переходе и вестибюле станции обозначена плитами с прорезанными в ней тонкими бороздками. Эти плиты абсолютно не выполняют своих функций. Я, зрячий человек, даже летом в легкой обуви не чувствовал разницы между гладкой плитой и плитой с бороздками. Как незрячий человек сможет пройти по этой дорожке до платформы?». За комментарием мы обратились к пресс-секретарю КУП «Минский метрополитен» Андрею Кузьмину:
— Начнем с того, что тридцать лет назад при строительстве минского метро никто из проектировщиков и строителей не думал о том, что им будут пользоваться и люди с ограниченными физическими возможностями. Теперь же практически все новые станции метрополитена обязательно оборудуются элементами безбарьерной среды. Мало того, ни одно решение не принимается без согласования с такими организациями, как ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» или ОО «Белорусское общество инвалидов». То есть они в курсе, что для них делается. Во-вторых, нужно учитывать и такое обстоятельство: много ли людей с ограниченными возможностями сегодня пользуется метро? Делают они это крайне редко и в большинстве своем — с сопровождающим. В-третьих, сотрудники Минского метрополитена крайне предупредительны к пассажирам с ограниченными возможностями, пользующимися метро в одиночку. Почти всех знают в лицо, встречают прямо на входе, предварительно согласовывают дальнейший маршрут, сопровождают в вагон, а на другой станции их уже встречают другие наши сотрудники и помогают выйти на улицу. Кроме того, мы непрерывно совершенствуем систему доступности станций, пользующихся наибольшей популярностью у людей с ограниченными возможностями. Так, например, слабовидящим пассажирам на станции «Кунцевщина» помогает электронный речевой информатор. Для активизации устройства инвалид прямо у входа на станцию нажимает кнопку на специальном пульте, и целая цепочка таких информаторов, установленных до самого турникета, подсказывает ему направление движения. Сегодня идут работы по оснащению такими речевыми информаторами еще пяти станций метро. Поэтому когда кто-то безапелляционно заявляет, что в метро к инвалидам относятся безразлично, в то время как мы стараемся сделать их жизнь максимально комфортной, это по меньшей мере несправедливо. К тому же обратившийся в БЕЛТА Виталий Таргонский не учитывает еще один нюанс. Как известно, у инвалидов по зрению обострены органы чувств, отвечающие за осязание, слух и т.д. И есть некоторые сомнения, что заявитель как зрячий человек может в полной мере отвечать за те тактильные ощущения, которые есть у незрячих. Так что слабовидящие пассажиры довольно уверенно ориентируются в метро по звуку и ощущениям, передаваемым тростью при простукивании поверхностей пола с разной фактурой.
Чтобы узнать, насколько проблематично приходится инвалидам в метро, мы попросили ответить на вопросы, обозначенные в письме, человека, который не понаслышке знает, что такое плохое зрение и пользуется услугами метрополитена часто. Рассказывает член бюро Фрунзенского района общественной организации «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» по вопросам культуры, ветеран и заслуженный деятель БелТИЗ, инвалид по зрению 1-й группы Алла Иваненко:
— Инвалиды по зрению на самом деле редко ездят в метро. В основном нам удобнее пользоваться социальным такси, которое приезжает прямо к подъезду и доставляет по нужному адресу. И инвалиду не надо испытывать никакого стресса и уточнять у окружающих номер транспорта. Например, совсем недавно мы с подругами таким образом ездили в библиотеку, где брали книги на дисках. Но я все же часто пользуюсь метро. И хочу отметить, что сотрудники сразу замечают таких инвалидов, а к тем, кто не замечает, я сама подхожу и обращаюсь с просьбой. Они провожают меня в первый вагон и дают сигнал по рации на другую станцию, чтобы встретили и сопроводили инвалида к выходу. Конечно, то, что ограничительные линии не сделаны на новых станциях, — это большой недостаток, ведь они нужны и для обычных людей тоже. Но, я думаю, их волне можно сделать и позже. Что же касается дорожек в переходах и вестибюлях, в зимних сапогах их сложно почувствовать, так что с этой стороны человек, который написал письмо, прав. Однако, поскольку я долгое время занималась в организации реабилитацией инвалидов, могу сказать, что действительно есть межведомственный совет по делам инвалидов, который курирует подобные вопросы. В него входят представители Минской областной организации ОО «БелТИЗ», и они с проектантами обсуждают такие нюансы, как подбор материалов для метрополитена.
Кстати
Еще одна ситуация, с которой столкнулись наши читатели в метро, — это необходимость оплаты проездного билета даже в том случае, если всего лишь нужно снять деньги в банкомате, который находится за линией контроля. На некоторых станциях работники метрополитена не пропускают через турникеты к банкомату, пока не будет оплачен проезд. А если человек идет снимать деньги именно потому, что наличных как раз и нет? Насколько правомерны действия дежурного в этом случае, нам объяснил заместитель начальника службы движения КУП «Минский метрополитен» Игорь Дадалко:
— Согласно Правилам перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденным Постановлением Совета Министров от 22 ноября 2014 года № 1088, «каждый проход на станцию метрополитена через линию контроля пропускных пунктов является началом перевозки пассажира метрополитеном и подлежит оплате». Следовательно, минуя линию контроля, платить нужно, даже если вы идете к банкомату. Сейчас решается вопрос выноса банкоматов до линии контроля. Банки уже разработали соответствующий проект. И в феврале мы начнем перенос банкоматов со станций, где наиболее высокий пассажиропоток.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!