Его именем названа улица в Париже. На улицах и площадях Европы установлено более 30 его скульптур. Работы мастера представлены в крупнейших музеях Европы и США и стоят больших денег. Сегодня наш герой — всемирно известный скульптор и художник, уроженец белорусской земли Осип Цадкин.
Многие художники, попав в Париж, переиначивали некоторые факты своей биографии, и в связи с этим перед исследователям их жизни и творчества встает немало вопросов. Не минула эта чаша и Осипа Цадкина. Так, в своей автобиографической книге «Молот и резец» известный скульптор пишет, что он родился 14 июля 1890 года в Смоленске, что его отец был крещеным евреем и преподавателем классических языков. Однако документов, подтверждающих эти сведения, несмотря на все усилия, не найдено. Зато нашлись другие, свидетельствующие о том, что родился Осип Цадкин 28 января 1888 года в Витебске. И что у матери художника, урожденной Софи Лестер, в этом городе жил отец, занимавшийся сплавом леса по Двине, и брат, владевший на реке паромом.
Смоленск, куда со временем переехали родители Цадкина, был, конечно, важным для него городом. Однако и Витебск, где будущий известный скульптор родился и вырос, оставил в его жизни заметный след. Семья Цадкиных жила в этом городе в частном доме по ул. Верхненабережная, на берегу Двины. В 1900 году Осип поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Помимо изучения основных дисциплин, он обучался здесь столярно-токарному мастерству. В числе его одноклассников был будущий всемирно известный художник Марк Шагал. Нынешним школьникам, пожалуй, не стоит рассказывать о том, что учились две будущие знаменитости не очень хорошо. Осип Цадкин — на тройки, у Марка Шагала и двойки не были редкостью, за что его даже оставляли на второй год.
Был знаком Осип Цадкин и с другим знаменитым витебчанином, художником, основателем первой в Витебске художественной школы Юрием Пэном. В белорусской прессе 20-х годов имя Цадкина упоминалось в числе учеников Пэна, но документально это не подтверждено. Из сохранившихся писем знаменитого скульптора ясно одно — он знал и уважал витебского маэстро, а также некоторых его учеников.
После окончания Витебского городского четырехклассного училища юный Осип по решению семьи отправляется в Англию, в г. Сандерленд. Здесь живет двоюродный брат матери Джон Лестер, столяр по профессии. Под его чутким руководством Цадкин продолжает осваивать столярное мастерство, азы которого постиг в училище. Посещает художественную школу при местной мэрии, затем учится в Лондоне. Но все каникулы проводит в Смоленске и Витебске. В один из таких приездов в город на Двине побывал в гостях у Марка Шагала, который захотел показать земляку свои первые работы. «Комната его была сплошь увешана и заставлена картинами, напоминавшими вывески портняжной мастерской, парикмахерской и табачной лавчонки, но в примитивности и безыскусственности которых было что-то, что и удивляло, и заставляло улыбаться», — описывал Осип Аронович свои впечатления. Шагал также ходил к Цадкину посмотреть на его первые работы. Что они напомнили Марку Захаровичу, история умалчивает.
Лето 1909 года стало для нашего талантливого земляка судьбоносным. Произошел серьезный конфликт с отцом, который воспротивился желанию сына заниматься творчеством и лишил его содержания. Осип уезжает в Париж с твердым намерением стать художником. С тех пор его судьба тесно переплетается с этим городом.
Цадкин обосновался в знаменитом парижском сквоте художников-авангардистов La Ruche («Улей»), познакомился со многими художниками, поэтами, музыкантами. Он пишет картины, но главной страстью становится скульптура. Для раннего периода творчества Цадкина характерно увлечение кубизмом, однако оно продлилось недолго. Простые кубические формы не давали скульптору возможностей для самовыражения. Его работы начинают усложняться и по форме, и по содержанию. Цадкину присущ свой оригинальный авторский стиль, в котором он продолжал развиваться на протяжении всей
творческой жизни.
В 1911 году Цадкин впервые представляет свои работы на выставке в Париже, затем начинает выставляться в других европейских столицах. В 1928 году он создает одну из самых знаменитых своих скульптур — 3-метровую гипсовую фигуру Орфея, которую у него покупают власти Парижа. В 1937 году другая известная скульптура мастера — «Вестник» — украшает павильон Всемирной выставки в Париже. Происходит важное событие и в личной жизни — Осип Цадкин женится на художнице Валентине Пракс.
Две мировые войны оставили свой след и в судьбе, и в творчестве Осипа Цадкина. В Первую мировую он добровольцем ушел на фронт, служил в Русском военном контингенте во Франции. Во время газовой атаки был отравлен газами, после демобилизации вернулся в Париж «без гроша, больной, раздавленный морально и физически». Примечательно, что среди ужасов войны силы ему придавали мысли о далеком Витебске, о друзьях юных лет, об Учителе. Сохранилось письмо Осипа Цадкина Юрию Пэну, датированное 16 ноября 1916 года: «Дорогой Юрий Моисеевич, как живете-поживаете? Я солдат в Русском амбулансе во Франции и пишу с фронта. Как и что живете, делаете? Как наши друзья — Лисицкий, Любаков, Мозель, Меклер и Шагал живут? Ради бога, ответьте. Буду так рад узнать про всех. Я здоров, но надоело все -— одно безобразие кругом. Холодно душе. Хотелось бы, чтоб кончилось. Работаете ли Вы и что делаете? Напишите. Ваш Цадкин».
Во время Второй мировой войны скульптор был вынужден покинуть страну перед угрозой уничтожения в концлагере и выехать в США. Но и через океан Цадкин чувствовал боль страдающих народов, что ощущается в его работах этого периода. Переживал он и за судьбу близких, оставшихся на территории СССР. Сохранилось его послевоенное письмо известному советскому публицисту Илье Оренбургу, в котором он просит узнать о судьбе своей семьи. Тревога вполне понятна. У его земляка Хаима Сутина, также известного художника Парижской школы с белорусскими корнями, в смиловичском гетто на Минщине погибли все родные.
В 1945 году Цадкин возвращается в Париж, в свою квартиру-студию, приобретенную еще до войны. Много и плодотворно работает, организовывает школу скульптуры, его работы выставляются в различных странах мира. В 1960 году мастер был удостоен Большого национального приза Франции по искусству, в 1966-м стал кавалером ордена Почетного легиона.
Кульминацией послевоенного творчества Цадкина считается памятник «Разрушенный город», установленный в голландском Роттердаме. Гигантская скульптура увековечивает память о событиях мая 1940 года, когда центр Роттердама в результате нацистской бомбежки был стерт с лица земли. Сам мастер признавался, что после того, как в 1946 году увидел эту страшную пустыню, лишился покоя. Взяв однажды утром красную глину, он выплеснул переживаемые эмоции в изломанной болью фигуре. «Человеческая фигура выражала ужас и бунт, поднимая руки к небу в страшном крике, который вырывался из ее смертельно раненного разрушенного тела, — писал Осип Цадкин. — Крик ужаса перед чудовищной жестокостью палачей, задуманный, чтобы заставить людей искупить зло, которое было совершено. Это также урок для будущего, для завтрашнего дня тех, кто моложе нас».
Впоследствии этот образ воплотился в монументе, торжественно открытом в Роттердаме в мае 1953 года.
Умер Осип Цадкин 25 ноября 1967 года в Париже.
Похоронен на кладбище Монпарнас.
Париж навсегда
Известный телеведущий и журналист Олег Лукашевич, автор документального цикла «Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси», собрал уникальный материал о жизни и творчестве Осипа Цадкина.
Ему удалось обнаружить оригинальные личные документы Осипа Цадкина, подтверждающие факт его рождения в Витебске. В их числе — французское Свидетельство о натурализации Иоселя Цадкина от 5.08.1914 г., удостоверение личности во время Первой мировой войны, акт о бракосочетании с Валентиной Пракс от 1920 г.
Работая во французской столице над документальным фильмом об известном скульпторе, Олег Лукашевич убедился — Париж не забыл Осипа Цадкина. «Его имя носит улица в XIII округе французской столицы. Жак Ширак, будучи в должности мэра Парижа, разместил на улицах города множество скульптурных произведений Цадкина. А в парижской студии мастера на улице д’Ассас открыт музей. После смерти Цадкина в 1967 году все его наследие досталось супруге, Валентине Пракс. Детей у них не было, и она в свою очередь, все завещала городу Парижу. Музей художника в доме Цадкина и Пракс открылся через год после ее кончины, в 1982 году. Сегодня он пользуется популярностью и у самих парижан, и у гостей города, здесь представлены шедевры мастера за весь период его творческой деятельности», — рассказывает Олег Лукашевич.
На входе в знаменитый La Ruche можно увидеть мемориальную доску, где в числе обитавших здесь художников, оставивших след в истории французской и мировой культуры, значится Осип Цадкин.
Сквозь туман загадок
В отличие от Марка Шагала, который воспел Витебск во многих своих работах, отношения Осипа Цадкина с малой родиной сложились иначе. И память о них — тоже разная. О жизни и творчестве Цадкина в Беларуси пока известно очень мало.
Доцент исторического факультета Витебского государственного университета им. П.М. Машерова Александр Лисов немало сделал для того, чтобы вернуть нам имя еще одного известного уроженца витебской земли. Кропотливая работа в архивах России и Беларуси дала свои плоды — в «белорусском периоде» жизни Осипа Цадкина белых пятен стало меньше. «Цадкин был одним из выдающихся скульпторов XX века, есть все основания считать Витебск не только родным, но и значимым в становлении его личности городом. Он заслуживает памяти как витебчан, так и белорусов в целом. Более тщательное изучение раннего периода жизни мастера, пока овеянного туманом загадок, обещает исследователям немало сюрпризов», — уверен Александр Лисов.
Дом Цадкинах на набережной Двины до наших дней не сохранился, сейчас здесь цеха витебского завода измерительных приборов. А вот здание гимназии, где четыре года учился будущий известный скульптор, стоит на прежнем месте. Здесь располагается Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи.
Почтовая открытка, которую Осип Цадкин прислал почти сто лет назад Юрию Пэну, хранится в фондах Витебского областного краеведческого музея. Как рассказал нашему корреспонденту заместитель директора музея
по науке Валерий Шишанов, открытка попала в музей в числе других материалов из архива Юрия Пэна. В годы Второй мировой войны архив эвакуировали, и многие составлявшие его документы, картины Пэна и его учеников были утрачены. И то, что бережно сохраненное старым учителем послание Цадкина дошло до нас, можно считать удачей.
К сожалению, оригинальных работ Осипа Цадкина в Витебске нет. В библиотеке Арт-центра Марка Шагала хранится монография Сильвана Лекомбре Ossip Zadkine. L’oeuvre sculpte, а также каталоги работ скульптора, материалы о нем в различных изданиях. Они были подарены Арт-центру известным меценатом доктором Генрихом Манделем из города Ирреля (Германия).
Не так давно несколько работ Осипа Цадкина приобрел для своей корпоративной коллекции Белгазпромбанк.