На Международном конкурсе школьных предприятий в Лондоне победителем стала одна из ученических фирм Эстонии, которая открыла курсы коммуникативных навыков для учащихся начальной школы. Быть коммуникабельными, общительными, не тушеваться перед любой аудиторией — этому нужно учиться с детства. Еще одна ученическая фирма-победительница предложила услуги в сфере экологии. Зная число членов семьи, школьники по отработанной экологами методологии научились оценивать стоимость ущерба, который наносит конкретное домохозяйство окружающей среде.
На сумму причиненного ущерба природе школьники предлагают высадить энное число деревьев. Если семье недосуг, ученики готовы закупить и высадить саженцы сами.
За дополнительную плату.
Быть предприимчивой молодежь в Эстонии учат с 7 лет. Ненавязчиво. Системно. В воспитании деловой инициативы тех, кто через десяток-два лет станет состоятельным бизнесменом (а может, и владельцем небольшого дельца),Эстония — безусловный лидер государств ЕС.
В этом убедилась корреспондент «7 дней», изучавшая эстонский опыт в рамках программы «Развитие просвещения в сфере молодежного предпринимательства в Беларуси», которую на средства МИД Эстонии реализовал Центр прогрессивного развития (Таллинн)» при поддержке Молодежного общественного объединения «Азбука предпринимательства» (Минск).
«Ковать» из скромного, стеснительного паренька или девчонки смелого, масштабно мыслящего, предприимчивого лидера начинают уже в ученических фирмах. Такими мини-инкубаторами стали сами школы. Они вот уже более 20 лет помогают выстраивать ребятам школьный бизнес. Здесь все по-взрослому. Один из ребят – директор. Второй — бухгалтер. Остальные — члены фирмы. У каждого — своя зона ответственности. Вот что об ученических фирмах рассказала преподаватель экономики Таллинского межшкольного учебного центра «мама» этих самых школьных фирм Алена Кантор и ее коллега из Junior Achievement Esti Энн Водья.
— Фирма живет год, — рассказывает Алена Кантор. — Вначале ребята выбирают вид услуг либо продукции, которую будут производить. Проходят процедуру регистрации. Далее (естественно, с подсказкой взрослых) производят продукт, реализуют его. Продают, не только на ученических ярмарках Эстонии, а также на международных, последняя из которых в 2014 году прошла в Таллине. Зарабатывают при этом реальные деньги. В конце года бизнес закрывается. Таково обязательное условие проекта. Готовится итоговая отчетность. Распределяется между «акционерами» полученная прибыль. А так как фирма ученическая, ее банкротство происходит мягко, без набивания шишек...
Ну а если товар окажется уникальным, имеющим спрос, ребята открывают реальную фирму. И даже если не открывают, полученный ими уникальный опыт
работы срабатывает позднее. На практике, во взрослой жизни, эти ребята в 3–5 раз чаще тех, кто не имел такого опыта, открывают свой бизнес.
...Для старшей категории молодежи еще больше проектов поддержки. К примеру, для них предназначены центр «Гараж 48», а также открывшийся недавно при поддержке муниципалитета Таллина Central Tallin. Самыми интересными и продуктивными для молодежного бизнеса в «Гараже» стали такие «посиделки», как хакатоны. Это — 48-часовые творческие лаборатории. В течение 2 суток, не выходя за пределы «Гаража», каждая из 15–20 команд выбирает лучшую из идей своей компании. И далее сообща ее разрабатывает.
Лучшей идеей 2013 года, которую родили хакатоны, например, стало приложение для мобильного телефона «Лесничий». С помощью информационных технологий лесоруб может просчитать объем произрастающей на делянке древесины задолго до валки деревьев. Востребованным объектами здравоохранения стало еще одно телефонное приложение — для доноров. Оно помогает им выбрать нужный донорский пункт, а еще узнать, кому их кровь спасла жизнь.
Не менее интересным и еще более зрелищным проектом поддержки бизнеса в Эстонии является телешоу «Охота за мозгами», во время которого ребята с помощью ментора (ведущего, советчика) презентуют лучшие идеи. Побеждает сильнейшая команда. И получает в качестве приза 50 тыс. EUR.
Нужно сказать, что власти Таллина не жалеют средств на поддержку предприимчивой молодежи. Годовой бюджет Таллинского инкубатора, в который входят 3 более мелких бизнес-инкубатора, составляет 860 тыс. EUR (50% — средства города, 30% — финансы ЕС и 20% — собственные доходы).
Сюда ребята приходят со своими идеями. Бизнес-план не требуется. Уже на стадии идеи опытные менторы могут определить жизнеспособность предложенных бизнес-проектов. В бизнес-инкубаторе молодежь бесплатно консультируют в течение определенного времени. За приемлемую плату им дают угол — стол, стул, компьютер. Если идея стоящая и после ее проработки находится инвестор, — отрывается производство. Венец всех усилий — поставка новинки на экспорт. Далее бизнес уходит в самостоятельное плавание. Ну а если за год дело не пошло, проект закрывается.
Таким образом «штамповка» предприимчивой молодежи в Эстонии поставлена на поток. У нас талантливых, склонных к бизнесу, ребят не меньше, чем у них. Благодаря эстонскому опыту страна может более эффективно помогать начинающим предпринимателям реализовывать идеи, способные принести реальные доходы. И им самим. И обществу. И стране в целом. Интерес здесь взаимный. Если уже имеющиеся у нас механизмы поддержки дополним теми, которые действуют в Эстонии, у белорусской молодежи будет больше шансов заработать большие деньги. Здесь и сейчас. А не когда-то там, в необозримом будущем.
В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.