Известный укротитель животных в четвертом поколении Эдгард Запашный о выборе своей дороги в жизни в полушутливом тоне говорит так: «Родители, не спрашивая моего мнения, с 11 июля 1976 года стали готовить меня в дрессировщики». Словом, выбора никакого не было по определению с момента рождения. История повторилась и с младшим братом Аскольдом. В результате братья Запашные — тот бренд, без существования которого невозможно представить сегодня цирк. С 1 по 5 января 2015 года белорусы смогут стать зрителями программы «UFO. Цирк с другой планеты» — шоу мирового масштаба. После года показов его на манеже в Москве братья Запашные решились на международные гастроли. И Минск — первый город в этом турне.
Об ожиданиях организаторов от представления уникального шоу, адаптированного к «Минск-Арене», о сопутствующих проектах, реализуемых в Беларуси, и многом другом из цирковой жизни корреспондент БЕЛТА побеседовала с Эдгардом Запашным.
— Зная, сколь высок интерес к проекту в Москве, прогнозируете ли вы, каким будет успех его в Минске, а затем в Японии и Китае, куда отправится летающая тарелка из «Минск-Арены»?
— Самое главное, чтобы не оказалось, что публика, будучи довольна, кричала: «Довольно, довольно!». Если у нас так не произойдет, то будем считать проект успешным.
Этот спектакль пользуется большой популярностью. Зрители попадают в инопланетный мир, нам не известный. Главный герой — юноша 25 лет, который оказывается на борту космического корабля благодаря своей любознательности. Это шоу кардинально отличается от стереотипного циркового шоу. В спектакле огромное количество спецэффектов, новаторских моментов, большое число артистов, не все из которых работали в цирке раньше. Аскольд искал артистов по всей России. На фестивале «Идол-2014» два номера из этой программы взяли золотую и бронзовую медали от зрителей. В шоу заняты артисты высочайшей категории, выполняющие сложные и опасные трюки, воздушные гимнасты и акробаты, показывающие сложный репертуар. Для достижения успеха должна работать хорошая и профессиональная команда. У нас она такая.
— Народный артист России Эдгард Запашный, чуть больше года возглавляющий Большой Московский государственный цирк, амбициозен и менее чем на звание мирового цирка не согласен. Когда ваш цирк превзойдет знаменитый Cirque du Soleil?
— Он уже превзошел. Но продвижение, скажем так, советского продукта в мир практически невозможно. Что бы мы с вами ни сделали, не хватает мощи у страны это пиарить. Любой артист в Америке становится популярен на весь мир благодаря тому, что вещание повсеместное. Нашему же артисту, как бы классно он ни пел, нужны годы, чтобы его там узнали. И еще не факт, что узнают. И поэтому, выдавая продукт мирового уровня, мы упираемся в проблему невозможности выйти на центральные европейские каналы. Потому что они не заинтересованы, чтобы русские продвигались. Вы согласны, что «Тархун», «Дюшес» — то же, что и «Кола», «Спрайт»?
— Лучше!
— О! А кто в мире об этом знает? Тот же русский квас. Кто в Монголии, Китае пьет русский квас? Они даже не знают про его существование, пока в Россию не приедут и здесь не попробуют. И такие упущения у нас есть везде. Поэтому, создав абсолютно серьезное шоу, которое по своему качеству ни в коем случае не уступает представлению Cirque du Soleil, приятно отметить, что люди это понимают.
— Эдгард, сейчас вы участвуете в съемках телефильма о легендарной дрессировщице Маргарите Назаровой и играете в нем роль директора цирка — практически самого себя.
— Ольга Погодина, актриса и продюсер, моя очень хорошая знакомая, с которой мы общаемся много-много лет, пришла с идеей съемки фильма про первую советскую дрессировщицу хищных животных Ирину Бугримову. Я идею поддержал, но объяснил, что технически картину будет трудно снять, потому что у меня нет такого количества львов и они белые, а рыжий только один. И предложил снять историю с тиграми, потому что у меня есть ручной тигр Мартин и с ним сниматься будет очень легко, можно будет сделать уникальные съемки. Поэтому предложил подумать над сменой концепции в пользу Маргариты Назаровой. Ольга сомневалась меньше суток и согласилась, но предложила играть с ней. Причем, если она играет Маргариту Назарову, то мне нужно сниматься в роли ее мужа Константина Константиновского. С ним мы, кстати, даже похожи. Но я не могу себе позволить быть занятым 100 съемочных дней. Поэтому роль была отдана великолепному актеру Андрею Чернышову, а мне предложили второстепенную — директора цирка.
— Если предположу, что «Полосатый рейс» один из ваших любимых фильмов, ошибусь или нет?
— Правда, это один из любимых моих фильмов. Во-первых, тигров в таком количестве никто никогда не снимал. Во-вторых, не было возможности пользоваться компьютерной техникой, все снималось живьем. Тигры на самом деле плавали на открытой воде и плавали с людьми, и многие из них плавали впервые. И сама Назарова плавать не умела. Словом, было очень много сложностей. Это, конечно, героические люди, героическая работа и героический фильм. Поэтому я смело могу называть его одним из любимых.
Хотел бы отметить, что в нашем фильме сын Евгения Леонова будет играть собственного папу. Нам это очень приятно.
— Эдгард, кажется немного странным, что дрессировщик может заблуждаться, рассказывая о хищнике. Вы ошиблись, подсказывая ответ Юлию Гусману, игравшему с Александром Пушным в программе «Кто хочет стать миллионером?», давая подсказку про цвет кожи тигра.
— Я про это даже вспоминать не хочу. Объясню почему. Неожиданно для меня звонит мне Юлий Гусман из программы «Кто хочет стать миллионером?». Ведущий Дмитрий Дибров обращается, мол, подскажи ответ на вопрос: какого цвета кожа у тигра? И предлагает четыре варианта ответа: белая, розовая, черная или в полоску. И я понимаю, что в последний раз я брил тигра… никогда, потому что не было надобности. Но у меня всплывают воспоминания, когда мы много раз ставили уколы животным внутривенно. Обычно это делается либо в хвост, либо в ногу, чаще всего в ногу. И кожа на ноге розовая. И я четко дал ответ: розовая. Только я повесил трубку, подошел к своему старшему дрессировщику Василию Балюку. Говорю: «Дядя Вась, так и так, задали вопрос». Он в ответ: «Ну что, поздравляю, ты проиграл. Кожа розовая, но в полоску». А он работает у нас больше 30 лет, я еще маленьким был, он с отцом начинал. В свое время тигр у папы стригущим лишаем болел, его полностью брили.
Я через полчаса трясущимися руками звоню Гусману: «Юлий Соломонович, я ваш раб. Сколько вы проиграли?». А там сумма была что-то вроде полумиллиона рублей. Но он такой счастливый! Говорит мне: «Эдгард, ты не представляешь, какое мы шоу с Пушным устроили! Плевать на эти деньги, но ведь ты облажался! Как же это весело!». Так что им было весело, а мне стыдно в зеркало смотреть.
— Эдгард, как бы вы себя охарактеризовали?
— Очень внимательный. Мне нужно время, чтобы разобраться в человеке, чтобы изучить его. Тогда я могу доверять. И если это происходит, то доверяю полностью. Не люблю, когда агрессивно вторгаются в личное пространство, тогда ищу пути отхода при общении. Не люблю долго дуться. Случается, что спорим, ссоримся с братом. Чаще я первый подхожу. Нужно уметь прощать, родные люди — самые близкие все равно. В беде и в счастье они должны оставаться рядом.
Жанна КОТЛЯРОВА
Полный текст интервью на сайте www.belta.by