Его добродушное лицо и широкую улыбку нельзя не запомнить, да и как тут забыть, ведь народного мастера-керамиста из Бобруйска Юрия Бовду можно встретить во всех регионах страны, где проходят крупные фестивали и ярмарки. Его творчество ценят, его изделия раскупают, а его неисчерпаемый бобруйский юмор разлетается крылатыми афоризмами. Может поэтому он всегда желанный гость на любом «празднике жизни», где открыта дорога таланту и мастерству. А энергии и оптимизму этого удивительного человека можно только позавидовать. Сам он утверждает, что все это ему дает глина, которая и аккумулирует в себе живую энергию земли: «Это материал будущего — все исчезнет, а глина останется».
Хто на гліне — не загіне, а хто круціць — той жыве!
В керамический цех поселка Титовка Бобруйского района Юрий Бовда попал случайно после школы. Его соблазнила большая ученическая зарплата.
— Хотел сначала в ученики автослесаря пойти с окладом 43 рубля, а потом узнал, что в керамическом цехе платят больше — 65 рублей, вот и подался туда, чтобы помочь семье, — рассказал Юрий. — Возможно, на выбор профессии повлияло и то, что в детстве я что-то лепил, рисовал неплохо. Освоил роспись кувшинов, горшков, потом за гончарный круг сел. Зарабатывали мы по 250–300 рублей, а это в 70-е годы минувшего столетия были большие деньги. Но труд был нелегкий, за день так вырабатывался, что после смены не мог друзьям руки пожать. Когда мы штамповали кувшины, горшки, это оскомину набило. Думаю: неужели я не могу что-то другое сделать? Остаюсь после смены, и делаю. Глину в цехе нам подавали по транспортеру. Я ее беру, набиваю заготовки, сажусь за круг и целый день кручу. Нас уважительно называли мастерами, а дразнили горшколепами. От меня относили посуду, обмывали, обжигали, глазуровали. Сейчас я все это делаю сам. А то ведь было однообразие, мы в роботов превращались. Потому я и перешел в Бобруйский профессионально-технический художественный колледж, а затем стал художником-оформителем централизованной клубной системы Бобруйского района и открыл мастерскую.
Новое — это хорошо забытое старое
В гончарстве практически ничего не изменилось с момента зарождения этого ремесла в Беларуси, считает Юрий. Простые до гениальности формы, созданные нашими предками несколько столетий назад, остаются самыми популярными и сейчас. Где бы мы ни жили, нам всегда будет необходима живая энергия земли, именно та, которую щедро аккумулируют в себе обычные, на первый взгляд, глиняные горшки. — Я ничего не создаю нового, мой удел — это возрождение народного ремесла, которое было неотъемлемой частью жизни и быта славян и белорусов, — говорит Юрий Бовда. — Я лишь проводник в будущее небольшой частички нематериальной культуры наших предков, мода на которую возвращается. Белорусы, как и европейцы, все пристальнее обращают внимание на активный и здоровый образ жизни, полезную пищу, экологию. Не случайно все больше и больше изделий из глины появляется в домах горожан: это и привлекательные элементы декора, и удобная декоративная посуда. Мы с удовольствием наполняем свой дом прекрасными вещицами, дарящими уют, покой и искреннюю радость.
В керамической посуде готовить полезней, чем в Цептере
Блюда, приготовленные в глиняной посуде, намного полезнее и вкуснее, чем в любой другой. — Я это могу утверждать, исходя из собственного опыта. Особенно полезно это тем, у кого проблемы с желудком, — убежден мастер. — Тушеный картофель или бабка здесь получаются особенного вкуса — просто пальчики оближешь. К тому же приготовление еды в глиняных горшочках придает ей особенный аромат, сохраняет цвет, минеральные соли и витамины. Не случайно во все свои горшочки для готовки я кладу подробное описание технологии приготовления блюд в этой посуде. И люди мне благодарны. Кстати, продукты в глиняной посуде сохраняются намного дольше, чем в обычной.
Детей надо учить тому, что пригодится им в жизни
Азам гончарства Юрий обучался у бобруйского мастера Михаила Ломако, который, кстати, родился в 1901 году и предал ему секреты своих учителей. Дальше учился в большей степени самостоятельно, как говорят, методом проб и ошибок. Надо отметить, что керамика была всегда в почете у бобруйчан. Достаточно сказать, что один из районов города на Березине до сих пор зовут в народе «керамичный». В Бобруйске есть предприятие «Художественная керамика», а еще на Бобруйщине проводятся Международный пленэр по керамике «Арт-Жыжаль» и праздник гончаров в рамках фестиваля народных промыслов и ремесел «Глушанский хуторок», в организации которого активное участие принимает и сам мастер.
— Я не скрываю ни от кого своих секретов мастерства, наоборот, стараюсь передать их молодому поколению, поэтому и взялся курировать детский образцовый коллектив «Глечики» Глушанского центра ремесел. Провожу для детворы семинары, мастер-классы, обучаю возрожденным мной традиционным технологиям обжига молоком, различными обварами, например, на основе огуречного или капустного рассола, что придает изделиям неповторимый цвет и декор. По сути, каждое изделие — это произведение искусства. Важно, что ребятам нравиться работать с глиной. По мнению мастера, профессия художника-керамиста всегда будет востребована в обществе, она позволяет жить достойно и с уверенностью в завтрашнем дне.
Кстати, Юрий еще и прекрасно рисует, ваяет керамические скульптуры, напольные светильники, подрабатывает дизайнером-оформителем. И самое главное — он прекрасный семьянин и добрейшей души человек.
— Я хожу на работу в свою мастерскую как на праздник, потому что нельзя работать с глиной в плохом настроении. Ведь в каждое изделие ты вкладываешь не только свое умение и мастерство, а еще частичку своей души и сердечного тепла, только в этом случае они будут согревать и радовать людей.
Сергей КУЛЯГИН
Снежные сугробы еще не успели укрыть сады, а заядлые огородники уже соскучились по вкусу свежих ароматных трав на утреннем бутерброде. Что делать?