Если тебя нет на «Продэкспо» — тебя нет нигде. Такого принципа придерживаются ведущие предприятия перерабатывающей промышленности. Вот и на прошлой неделе лидеры отрасли из Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Хорватии и Франции съехались в Минск — на Международную специализированную оптовую выставку-ярмарку «Продэкспо-2014».
Безусловно, доминировали на форуме, площадкой которого стал столичный Футбольный манеж, хозяева — белорусы. Оно и не удивительно, отечественным переработчикам, делающим ставку на натуральность продукции и оригинальность рецептур, есть что предложить покупателю. Внимание посетителей «Продэкспо» задолго до открытия форума привлекли красочные павильоны предприятий мясо-молочной, кондитерской отраслей.
— «Продэкспо» для белорусского производителя — отличная площадка для продвижения продукции. Накануне фабрика провела ребрендинг мармеладной группы, в том числе жевательного мармелада, мода на который пришла с Запада, — рассказывает директор ОАО «Красный пищевик» Сергей Анюховский. — Поставили на рынок мармелад с высоким содержанием сока. В декабре прибудет новое упаковочное оборудование, его запуск удешевит производство.
Белорусские кондитерские изделия пользуются ажиотажным спросом за рубежом. В числе наиболее популярных зефир. Его сегодня с удовольствием покупают жители Российской Федерации, Казахстана, стран Балтии, Украины. Несмотря на то что местные фабрики его также изготавливают, покупатели соседних стран предпочитают белорусский, рецептура и технологии которого были эталонными для фабрик СССР. В последнее время дома и за рубежом вырос спрос на зефир в шоколаде. Чтобы нарастить его выпуск, фабрика закупает автоматизированную линию, производительность которой в 1,5 раза больше прежней, что при сохранении традиционных ГОСТовских рецептур позволит сократить трудозатраты: вместо 20 человек останется только 7.
Рынки России, Казахстана и Украины для наших кондитеров из-за падения курса рубля, гривны и тенге в последнее время стали проблемными. Тем не менее белорусские производители не намерены сдавать позиций, особенно в России, куда, к примеру, бобручайне отправляют до 70% экспорта. А вообще на экспорт идет только 10% продукции предприятия. В зарубежных продажах и дома доминирует, безусловно, зефир, выпуск которого составляет более 50% объемов производства.
Теснота рынка и замедленность процессов регистрации патентов на новые торговые марки в Беларуси иногда порождают досадные недоразумения. К примеру, кондитеры из Бобруйска вот уже более года как подали документы на регистрацию торговой марки зефира Lefirelle. На него на руках уже имеется российский патент. А вот отечественный «щит» придется еще ждать — неизвестно сколько… Отсутствие регистрации дало возможность другому производителю начать выпуск зефира почти под таким же названием. С разницей в одну букву.
— А что, патента нет. Кому докажешь, что «слизали» сладкую идею? — задает риторический вопрос Сергей Анюховский и сам же отвечает: — Но не обеднела земля белорусская идеями, хотя, безусловно, есть предприятия-«спутники», строящие свой бизнес на наработках других… Впрочем, покупатель разберется, чей продукт вкуснее.