Театр для Марины — вся жизнь. После школы она окончила Гродненское культпросветучилище, затем Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства имени Н. Черкасова. Вернулась в Гродно и 25 лет проработала в областном кукольном театре. А вот последние три года Марина сама себе и сценарист, и режиссер, и художник-постановщик, и актриса, и мастер-кукольник, и декоратор. Даже музыку для спектакля сама подбирает. И продюсирует, и пиарит театр тоже сама. Трудно? Конечно! Но такое широкое амплуа позволило Марине самореализоваться сполна, поэтому на ее лице — счастливая улыбка. Результат говорит сам за себя: создано уже 12 спектаклей на трех языках, а для них — более ста кукол в разной технике. Дети так и прозвали маму — Марья-искусница, тем самым дав название театру. Сегодня семейная труппа выступает в детских садах и школах, дает благотворительные спектакли в домах-интернатах и мечтает о собственной, небольшой, но постоянной сцене.
Супруг Марины, Леонид Наркун, счастлив в семье — у него жена и три прекрасные дочери. Лиза и Мария двойняшки, им по 15, Серафиме 11.
— Я в декрете не сидела, дочки были со мной всегда, так и росли за кулисами. Сейчас они уже сами выходят на сцену, работают с куклами, и я вижу, что им это нравится. Девочки поют, играют на скрипках. Сцена сделала их раскрепощенными, свободными, активными, смелыми. Они научились думать и говорить, смело выражать свои мысли, — говорит Марина. Елизавета настолько увлеклась вслед за мамой театром, что уже сама пишет аннотации к спектаклям и мечтает поступать в театральную академию.
Питерская школа и большой опыт работы в областном театре кукол позволяют Марине создавать яркие образы, применять смелые сценические решения, играть с объемами, светом, фактурой кукол. В 2013 году на фестивале в Клайпеде спектакль «Сын золотого дождя» завоевал сразу две награды. Кстати, все спектакли Марины — для семейного просмотра. Они одинаково интересны и детям, и взрослым. Такова сознательная установка — театр должен объединять семью. За основу для сценариев Марина берет народные сказки, легенды, литературные произведения и интерпретирует их.
— Мы стараемся вложить в каждый спектакль особый смысл, семейное поучение, основанное на христианских принципах любви, нравственности, представлениях о добре и зле, — поясняет актриса. Леонид же добавляет:
— Сегодня множество семей переживают кризис. Все чаще семью воспринимают как площадку для самоутверждения и реализации эгоистических желаний. Цинизм, равнодушие губят людей. Но семья — это общность, гармония, единство. Наша мечта — всегда быть вместе друг с другом и с детьми духовно, даже если нас со временем разделят расстояния. Православная вера — то, что сближает эту семью помимо театра. Сама Марина, русская по крови, веру впитала с молоком матери, а Леонид воцерковлен уже после знакомства с супругой.
— Вера — это незыблемо, это константа жизни, опора и радость, отдушина, истина. Девочек своих мы стараемся вырастить в единении, в глубоком понимании сути веры и православной традиции, объяснить, что ни при каких жизненных обстоятельствах от своей веры нельзя отказываться. Стараемся привить им любовь к церковной жизни. Они занимаются в воскресной школе при Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре, поют в церковном хоре, — рассказал он.
Однажды Марина поняла, что хочет сделать спектакль на рождественскую тему. Он получился очень необычным. В фондах Гродненского музея истории религии отыскали рукопись рождественского спектакля на старославянском языке Дмитрия Ростовского, датированную 1702 годом. Исторический материал после соответствующей обработки и лег в основу «Рождественской мистерии». Причем специально для этого спектакля Марина решила воссоздать настоящую батлейку — народный театр-триптих, и мистерия была впервые в 2013 году разыграна в лучших традициях славянских народных театров-вертепов. В этом году в канун Рождества «Марья-искусница» также покажет серию благотворительных спектаклей для детей с ограниченными возможностями, воспитанников детских домов и интернатов, детей из многодетных семей.
Талантливые люди талантливы во всем. Одновременно с театром семья взялась возводить новый дом. На месте старенького отцовского буквально за несколько месяцев супруги построили новый дом, в который уже практически и перебрались. Дом такой же креативный, как и его хозяева: в нем и печка, и камин, во дворе — каменный мангал, в интерьере — люстры из деревянных колес, керамические горшки, прялки и прочая аутентичная старина. Здесь же — склад кукол, декораций, реквизита, репетиционная и костюмерная.
«Для артиста самое главное — оставаться чутким, внимательным, отдавать зрителям свою энергию, силы, всего себя до изнеможения. Без полной самоотдачи ничего не получится, я это и девочкам пытаюсь объяснить. Как Караченцов, как Высоцкий — надо «жилы рвать» на сцене», — считает Марина и добавляет, что собственный театр подарил ей свободу и непринужденность самовыражения, возможность импровизации и живого творчества.
В планах Марины — создать спектакль, посвященный 70-летию Победы, он будет основан на истории собственной семьи.
Примером невероятного мужества и жизнестойкости стала для меня бабушка Леонида, она умерла недавно в возрасте 102 лет, — рассказывает Марина. — Ей довелось пережить три концлагеря, работы в Германии, причем на руках у нее была полугодовалая дочка и парализованная мама, и все, представьте себе, выжили. Ее муж пропал без вести в первые дни войны, а родную полесскую деревню спалили дотла. В Германии ей приходилось жить в собачьей конуре, в концлагере — прятать больную маму под мертвецами, переживать другие ужасы оккупации. Я просто обязана сохранить память о ней в спектакле. Мы обязательно сделаем его к 9 мая.
Татьяна ВИШНЕВСКАЯ