Е. Шамаль: — Кульминацией долгой истории развития спортивных танцев в мире стало признание осенью 1997 года Международным олимпийским комитетом (МОК) Международной федерации танцевального спорта (IDSF), ныне — Всемирная федерация танцевального спорта (WDSF). Именно тогда и случился переворот в мировоззрении спортивно-танцевального сообщества и появилась большая стратегическая цель — способствовать включению танцевального спорта в Олимпийские игры. «Белорусский альянс танцевального спорта» (БАТС) создан для развития лучших традиций белорусской школы танцевального спорта, популяризации его как средства физического воспитания граждан нашей страны. Мы тесно сотрудничаем с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Национальным олимпийским комитетом и управлениями по физической культуре и спорту. Наше объединение — единственная организация, которая имеет право устраивать и проводить чемпионаты и первенства Республики Беларусь по танцевальному спорту, формировать сборную команду и также номинировать наиболее успешных спортсменов для участия в чемпионатах мира и других официальных международных соревнованиях от имени Республики Беларусь. Белорусская школа спортивного танца имеет давние традиции подготовки спортсменов мирового класса. Наши пары неоднократно поднимались на самые высокие ступени пьедестала.
— Что значит заниматься танцевальным спортом?
М. Конохов: — В современную программу спортивных танцев входят 10 танцев. Пасодобль — это борьба, румба — натянутая струна между двумя любящими сердцами, танго — танцующая страсть. Кроме того, есть еще манерный ча-ча-ча, энергичный зажигательный джайв, искрящаяся самба, дарящий уникальное чувство полета вальс, плавный фокстрот, стремительный квикстеп. Так что же собой представляют танцы спортивные: спорт или искусство? Учеными в 90-х годах был доказан факт, что степень напряжения мышц и затраты энергии у танцора, исполняющего двухминутный танец, соответствует нагрузке пловцов, велосипедистов и бегунов на средние дистанции за такой же промежуток времени. Только за время соревнований по танцевальному спорту пара иногда исполняет до 30 танцев. Однако, в отличие от многих видов спорта, танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.
Е. Шац: — Занимаясь спортивными танцами, члены «Белорусского альянса танцевального спорта» придерживаются определенных правил и законов. Танцевальный спорт включает различные возрастные категории, имеет определенные уровни мастерства, существуют требования к костюмам спортсменов и исполнению танца по степени сложности программы и т. п. Существование четкой системы, наличие соревновательного момента, возможности бороться за место на пьедестале, за право быть включенным в состав сборной команды, право быть номинированным на официальные турниры мировой классификации — все это и многое другое определяет безусловный статус спортивной организации, в отличие от организации в сфере искусства. Выступление спортсменов на соревнованиях по танцевальному спорту проходят по двум программам: европейской (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп) и латиноамериканской (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Определяют сильнейшую пару как отдельно в каждой из программ, так и в их комбинации. Соревнования проводятся в несколько туров: от предварительных и до финального.
— Что мешает танцевальному спорту сегодня иметь статус олимпийского вида?
М. Конохов: — В системе олимпийского движения при оценке мастерства спортсмена в основу закладываются конкретные и точные цифры: количество, скорость, длина и т. д. В танцевальном же спорте есть только зрительная оценка судьи, который, сравнивая мастерство танцевальной пары с другими парами на площадке, применяет разнообразные оценочные критерии. Но такой подход изначально субъективен. Поэтому в судейскую линейку на соревнования по танцевальному спорту приглашаются от 7 до 15 судей. Из этого спектра мнений и складывается результат. Всемирная федерация танцевального спорта (WDSF) сегодня успешно работает над новой системой оценки на соревнованиях и определения победителей.
— Какие танцевальные направления сегодня в моде? Куда больше всего идут люди, какой спрос замечаете вы?
Е. Шац: — Во все времена интересны были красота и грация танца, важны были любовь и профессиональное отношение к своему делу. И совсем неважно, в каком направлении хореографии работает специалист. Если тренер хочет искать, совершенствоваться, удивлять и делиться своим пониманием с учениками, то его класс всегда будет полон. Энергия взаимодействий и переживаний двух людей в танце — мощнейший инструмент самовыражения. За внешней легкостью и экспрессией танцевального спорта скрываются сложнейшие человеческие отношения. Далеко не каждый готов с первых шагов пойти на компромисс или поменять привычные жизненные установки в угоду «его величеству танцу»…
М. Конохов: — Периодически мода на тот или иной танец, конечно, появляется, как это было, например, с ламбадой. Но, чтобы сложилась школа какого-то определенного направления, должно пройти немало времени. «Белорусский альянс танцевального спорта» сегодня готов активно сотрудничать с инициативными и творческими людьми. Мы заинтересованы в поиске новых направлений, а также в структурировании и развитии уже существующих.
Е. Шамаль: — Например, на Международном турнире WORLD OPEN MINSK-2014, который проходил 4–5 октября этого года во Дворце спорта, с презентационной танцевальной программой принимала участие студия современного танца «Эль гато студия». Направления типа Street dance сегодня чрезвычайно популярны в молодежной среде. Возможно, наша организация в перспективе сможет стать нишей для поддержки и развития альтернативной для танцевального спорта хореографии. Ведь для любого человека важна самореализация и чтобы его достижения оценили окружающие. Так рождается соревновательный дух и новые идеи.
Говорят цифры и факты
* По итогам участия в трех этапах чемпионата и первенства Республики Беларусь по танцевальному спорту самым массовым клубом был признан ТСК «Людмила» Минска (руководитель Людмила Цыркун);
* самым результативным был признан ТСК «Дуэт» Минска (руководитель Михаил Конохов);
* самым активным областным клубом был признан ТСК «Грация» Гродно (руководитель Анжелика Романович).
* На трех этапах чемпионата и первенства Республики Беларусь по танцевальному спорту было разыграно и вручено более 1,5 тысяч медалей. В основной состав сборной команды Республики Беларусь по танцевальному спорту входят 33 пары.
Снежные сугробы еще не успели укрыть сады, а заядлые огородники уже соскучились по вкусу свежих ароматных трав на утреннем бутерброде. Что делать?