«Камера — это инструмент, который учит людей, как видеть без камеры»
Доротея Ланж, американский фотограф и журналист
Действительно, фотография — это искусство, позволяющее видеть жизнь. Наверное, единственное в своем роде. Ведь если подумать, великие произведения живописи, архитектуры, скульптуры, музыки всегда находятся словно бы вне времени. Да, они созданы в определенную эпоху и несут на себе ее отпечаток, но при этом — универсальны для многих поколений; совершенная красота этих шедевров словно поднимает их над реальным миром, создавая барьер наподобие тех, что окружают в музеях самые ценные экспонаты.
Фотография — совершенно другое дело. Она позволяет поймать и удержать самое неуловимое, что существует в этой вселенной, — мгновения, из которых состоит наша жизнь. И речь не столько о знаковых событиях и людях, сколько о том мимолетном, что наполняет красками каждый прожитый день и так легко и быстро теряется в хаосе повседневности. Вспышка фотокамеры способна высветить и сохранить в памяти случайный взгляд ребенка, улыбку незнакомого человека, утро обыкновенного дня, почему-то показавшееся особенно красивым, самое обычное место, с которым связаны светлые или, наоборот, болезненные переживания. Фотография ничего не приукрашивает и не меняет, она правдивее любого дневника, потому что не дает возможности обдумать и тем самым исказить образ или событие.
Создание фотолетописи знаковых событий истории и современности Гомельской области — наверное, так можно охарактеризовать долгий профессиональный путь фотокорреспондента Сергея Холодилина. Начался этот путь в районной газете «Маяк» Гомельского района, продолжился в областной газете «Гомельская правда». На протяжении последних 25 лет Сергей Филиппович является собственным фотокорреспондентом Белорусского телеграфного агентства (БЕЛТА) по Гомельской области. Тематика его работ необычайно широка и включает вопросы, являющиеся первостепенно важными не только для области, но и для страны в целом. Ему принадлежит цикл работ «Кому нужен чернобыльский хлеб…» — итог репортерских поисков и многочисленных командировок в зону отселения, работы, прошедшие через сердце автора. Сергей Холодилин принимал участие в выставках, экспонировавшихся в Германии, Норвегии, Польше, Франции и неоднократно — в Беларуси. В 2009 году в гомельском дворце проходила юбилейная выставка Сергея Холодилина «Оглядываясь… вперед», в 2012-м — выставка «До Ливерпуля из Гомеля…101 год», посвященная знаменитому матчу между футбольными клубами Гомеля и Ливерпуля.
Сергей Холодилин является лауреатом премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» в номинации «Изобразительное искусство» (2003 г.), победителем III Национального конкурса печатных СМИ «Золотая Литера» в номинации «Лучший фоторепортер» (2007 г.), победителем VII конкурса журналистских работ Союзного государства «Беларусь — Россия. Шаг в будущее» в номинации «Лучшая фоторабота» (2012 г.). Награжден медалью Франциска Скорины.
2014 год — особенный в карьере и жизни Сергея Холодилина. 23 сентября ему исполнилось 55 лет. Свою юбилейную выставку, которая открылась в южной галерее Дворца Румянцевых и Паскевичей, известный фотожурналист позиционирует как выставку, стирающую барьеры. Работы, которые на ней представлены, не рассказывают о событиях, потрясших страну, не поднимают в который раз острые, наболевшие вопросы. Вместо этого они показывают жизнь человека, который стоит по ту сторону объектива. Это своего рода рукопись в образах — вроде тех, что пишут для себя, «в стол», и редко показывают даже самым близким друзьям. Теперь эта рукопись раскрывается перед зрителями множеством сюжетов, портретов, мгновений, выбранных из миллионов самим автором и потому несущих в себе гораздо больше размышлений и переживаний, чем любая самая удачная официальная фотография. Выставка простая и сложная, работы, на которые смотришь с улыбкой, и работы, вызывающие непонятную грусть. Яркие, солнечные цвета то прорываются наружу, то прячутся в туманной дымке — как эмоции-краски на холсте жизни. Работы, перед которыми останавливаешься и задумываешься. Бесконечнось человечества слагается из множества историй. Одна из них — перед вами, такая, какая есть, без прикрас и недосказанности, предельно искренняя и правдивая. Как фотография.