Первого октября в городе на Соже состоялась удивительная театральная премьера. Необычными были не только актрисы — шесть осужденных девушек, — но и сами зрители, среди которых нарушительницы закона мирно соседствовали с сотрудниками в погонах. Творческий коллектив вынес на зрительский суд результат долгих репетиций, волнений и ожиданий: спектакль по пьесе Аси Котляр.
…Наверняка сейчас мало кто помнит прекрасный советский фильм «Старшая сестра», в котором снялась великолепная Татьяна Доронина. По сюжету она играла Надю, которая страстно хотела стать актрисой, но была далека от света рампы. В результате ее желание сбывается, потому что настоящая, чистая, бескорыстная мечта всегда имеет право на жизнь… Я сразу вспомнила эту картину, когда оказалась в числе приглашенных на спектакль «Рай на земле». Пьесу в рамках уникального проекта «Театр в тюрьме» поставил в женской ИК №4 Алексей Бычков — режиссер Гомельского областного драматического театра. Начинался проект еще в 2005 году, когда первый спектакль, сыгранный осужденными женщинами, буквально потряс всю Беларусь. К слову, идея тюремного театра прижилась почему-то именно в Гомеле, хотя и другие исправительные учреждения страны получили приглашения поучаствовать в таком начинании. Спектакли в колонии ставились разные, но всегда с глубинным смыслом, трогательные, цепляющие за душу. И вот уже в седьмой раз новоиспеченные актрисы вышли на сцену клуба колонии.
«Рай на земле» — история о людях, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Действие разворачивается в больничной палате, где оказались женщины из разных социальных слоев: от молодой девушки из благополучной семьи Насти до бомжихи Регины. И все они пытаются найти свой рай на земле. Кстати, ко Дню матери пьесу предполагается показать с «гастролями» в исправительной колонии №24. Перед началом спектакля «отлавливаю» взволнованных предстоящим режиссера и актрис.
— Когда мне в 2005 году предложили участие в проекте «Театр в тюрьме», сказали: ну вы там порепетируйте год и поставьте хотя бы несколько сцен или актов. И порекомендовали пьесу Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», — вспоминает Алексей Бычков. — Но даже критики называют ее — тюрьма в тюрьме. Да еще и ставить ее в тюрьме! Я не согласился. Но отвергая — предлагай. И я предложил. Мной была выбрана пьеса «Восемь любящих женщин» Робера Тома. Более того, я решился сразу ставить спектакль целиком, и после девяти месяцев напряженного труда в апреле 2005 года в Беларуси состоялась уникальнейшая премьера. Сначала мы выходили несколько раз на сцену в клубе колонии, затем случилось просто беспрецедентное — осужденные показали его уже на подмостках нашего областного Гомельского театра. Кстати, в зале находились родственники девушек, и после спектакля они встретились, это было очень волнующе… Потом побывали с этой постановкой и в Минске. Сказать, что успех был ошеломляющим, не сказать ничего! У многих был шок —- как такое вообще возможно осуществить?! Помню много охраны, горящие глаза девушек-актрис, благодарность зрителей.
Примечательно, что через год я вернулся-таки к Лорке, но знал, о чем я буду говорить в своем спектакле. О любви. Я сократил некоторые сцены и ввел в канву спектакля стихи автора пьесы.
…Но, как правило, «женских» пьес практически нет, и всегда нужны мужчины-актеры. А где их взять в женской колонии? И самое интересное, и не побоюсь этого слова, уникальное в мировой практике — это то, что в одном из следующих спектаклей «Лгунья, Или как вернуть мужа» у меня были задействованы не только осужденные женщины, но и два сотрудника колонии. Такого больше не было нигде в мире!
Затем родились следующие спектакли, и вот сегодня — премьера седьмого. Пьесу Котляр я нашел в интернете, и она привлекла меня своей темой маленького человека. Я не скажу, что она совершенна, но тем не менее затрагиваемые в ней темы актуальны. И, кстати, мы перенесли один персонаж из предыдущей постановки в эту, получилась своеобразная дилогия.
…По поводу, как мы отбирали будущих актрис. Еще до первого спектакля в колонии был объявлен кастинг. Пришло женщин 50. Я предложил им прочесть любое стихотворение. А потом этим же стихотворением просил, например, признаться в любви. Или сообщить трагическую весть. Конечно, для человека, далекого от актерского мастерства подобное было в диковинку. Я же делал выводы — насколько женщина раскованна, насколько она пытается понять, что хочет донести режиссер. У всех получалось по-разному, но! Я ни одной не сказал: свободна, не подходишь. На следующую встречу уже пришло менее половины потенциальных актрис. Так что происходил своеобразный естественный отбор. И в результате остались самые сильные и способные. Еще хочу сказать, что период моей режиссерской работы в колонии вылился в документально-публицистическую повесть — «Дело номер…». В ее основу легли письма осужденных женщин-актрис.
Собираю шестерку актрис, чуть смущенных вниманием прессы, в кружок. Сроки и статьи отбывания наказания у всех разные: от финансовых махинаций до тяжких телесных повреждений. Но играть в спектакле пришли все одинаково увлеченно, сразу понятно, что театр здесь, в колонии — для них как глоток воздуха. На мое «почему решились выйти на сцену?» девушки отвечают охотно. Кто-то получил педагогическое образование, кому-то было просто любопытно поучаствовать, кого-то родители сызмальства водили в театр, кто-то нашел в себе артистический талант.
Глаза горят у всех. Задаю им вопросы, а сама вглядываюсь в лица. Пытаюсь прочесть затаенные мысли и эмоции тех, кому предстоит в очередной или первый раз вырваться за рамки тюремного бытия посредством театрального волшебства. И такое впечатление, что уже сейчас, перед началом спектакля, они ощущают себя свободными. Хоть чуточку. Самую малость. Но ощущают. Это потом они снимут свои сценические костюмы и наденут спецодежду вместе с чувством вины за содеянное когда-то. Станут безликими осужденными в отрядах исправительного учреждения. Но это — после. А теперь, тссс! Тишина в зале. Спектакль начинается. Пусть ненадолго, но в Гомельской исправительной колонии — «Рай на земле»...
Человек стучится к человеку
Есть в Гомеле чудесный уголок —картинная галерея, которая носит имя Гавриила Харитоновича Ващенко — талантливейшего белорусского художника. И есть хозяйка этого уголка — Людмила Шимбалева, которая превратила галерею в своеобразный культурный центр города. И которая не забывает, что искусство одухотворяет любого человека. Даже несвободного.
— В 2008 году мне пришла в голову идея — почему бы не привнести чуточку света и добра в «колониальную жизнь» осужденных, — делится Людмила Михайловна. — Ведь иногда мы пытаемся достучаться искусством до сытых и довольных, которым и не всегда это надо. А категория осужденных и отбывших срок часто обделена возможностью попасть в мир красоты и добра.
Я связалась с начальником колонии Светланой Походовой и предложила сотрудничество в проекте «Дорога в мир искусства». Спасибо Светлане Павловне, она поддержала мое начинание, и наша галерея нанесла первый визит в ИК. И я ехала туда не как директор галереи, а как человек, который хочет достучаться до человека… В клубе негде яблоку было упасть: около 300 женщин пришло. Мы рассказали о Гаврииле Харитоновиче Ващенко. Поставили мольберты с его картинами, показали фильм о нем. А потом…
А потом мне посыпались письма осужденных, полные благодарности и тепла. Для меня это был сигнал — мы там нужны!
И еще мне захотелось «согреть» несовершеннолетних девочек-осужденных. На тот момент их было около 30 человек. Мы приехали к ним с нашей гомельской художницей Светланой Ноздрин-Плотницкой. Она девчонкам предложила: давайте возьмем лист бумаги и начнем жизнь с этого чистого листа. Светлана показала девочкам технику рисования пальцами, без кистей. И девочки рисовали. Свою жизнь с чистого листа.
Тут у меня появилась еще одна дерзкая идея — привезти этих девчонок к нам в галерею. Устроить им самую настоящую экскурсию. Дать им хоть пару часов обычной жизни. Администрация колонии и здесь нас поддержала. И на очередной встрече я сказала: девочки, те, кто из вас будут вести себя без нарушений и учиться с хорошими отметками (на территории ИК №4 есть школа. — Прим. автора), смогут приехать к нам в гости. И вот пятерка лучших — под охраной, конечно, — прибыла к нам. Зажатые, напряженные, сбившиеся стайкой, глаза испуганные. Но мы растопили лед, напоили гостей чаем, провели экскурсию, пообщались…
Потом нам звонила Светлана Павловна, говорила, что съездившие к нам рассказали все своим подругам по неволе, и это крайне благоприятно сказалось на общей атмосфере среди несовершеннолетних нарушительниц закона.
Девочки эти — особая боль. Спрашиваю у одной: за что ты здесь? Говорит, с подружкой воровать пошли к соседке, а старенькая бабушка увидела. Они побоялись, что она мамке расскажет. Ну и убили ее. Жутко слышать, конечно! Но вот, значит, где-то школа недосмотрела, родители недовоспитали. И если как-то не зацепить таких оступившихся — душой, искусством, картинами, да просто беседами, — ожесточатся ведь совсем…
Мы еще ездили туда с визитами. Например, совместно с ДИН МВД по Гомельской области провели конкурс картин. Кстати, у многих были изображены пироги и дома. Это и неудивительно. Любой из них хочется домой, сесть за накрытый по-домашнему стол… Еще мы делали выставку работ осужденных у нас в галерее. Они были самые разные: и картины, и декупаж, и изделия из дерева, панорамы. Приезжали родственники авторов, ходили, смотрели, молчали. Мы им не мешали. Как-то ко мне пришла освободившаяся осужденная. Красивая молодая минчанка. Очень, помню, талантливая девочка. Пришла со словами: спасибо, Людмила Михайловна, после того, как вы к нам приехали, я снова захотела жить…