Михаил Володин учится в Минском государственном музыкальном колледже имени М.И. Глинки по специальности «фортепиано». Он — один из тех, кому посчастливилось побывать в Москве и поучаствовать в мастер-классах авторитетов музыкального мира. Возможно, обывателю эти имена ни о чем не говорят, но для ценителей настоящей музыки — это гуру, наставники, Мастера с большой буквы!
— Слышала, что несмотря на юный возраст, у вас уже есть успехи на профессиональном поприще?
— Пока список успехов небольшой, но они для меня очень важные и значимые: лауреат Международного конкурса имени Савшинского (Санкт-Петербург) и дипломант Международного конкурса имени Шопена в Нарве.
— Расскажите, как проходили мастер-классы в Москве и как удалось попасть туда?
— Мой педагог Алена Владимировна Марченко сообщила о том, что существует возможность такой поездки. Естественно, я с радостью согласился. Кто ж откажется побывать в городе, где учились такие гении, как Рахманинов и Скрябин?!
Жили в общежитии при Центральной музыкальной школе. Мне посчастливилось заниматься у доцента Московской государственной консерватории, а также известного сольного исполнителя Андрея Диева. Общение с ним произвело неизгладимое впечатление: мастер своего дела, человек с огромным кругозором и прекрасным чувством юмора. Благодаря занятиям с ним я смог сравнить трактовку своего исполнения с трактовкой того, кто всю жизнь выступает перед публикой, а также насытить его новыми вещами, сделать его более ярким и концертным.
Подобные мастер-классы необходимы для нас. Они открывают много возможностей — занятия с известными профессорами, участие в мастер-классах по другим специальностям (скрипка, виолончель, духовые инструменты). А добавьте сюда общение с творческими людьми из разных городов России и Беларуси!
Приятно удивила организация мероприятия. Все продумано до мелочей — проезд, проживание, экскурсии, питание. Словом, все включено.
— Что, помимо основной программы, интересного успели увидеть за неделю?
— Нам показали ночную Москву, конечно же, Кремль. В свободную минутку удалось самому побродить по городу. Посетил Третьяковскую галерею, увидел тот самый «Черный квадрат»… На Патриарших прудах побывал.
— Михаил, а вы помните свои первые шаги в музыке?
— Первая учительница — Мария Мироновна Була — нашла меня в садике. Смутно вспоминаю, что попросила спеть какую-то детскую песенку… А потом взяла к себе в музыкальную школу.
— Обычно мальчиков чуть ли не силком тащат в музыкальную школу, обещают какие-то подарки за то, чтобы ребенок охотно и усидчиво занимался.
— Нет, мне это незнакомо. Занимался с радостью и удовольствием. Наверно, в этом заслуга тамошних педагогов. Они сумели донести до детского сознания нелегкие азы музыкальной грамоты и помогли освоить непростую технику игры на фортепиано, научили слышать музыку и привносить в нее собственные краски, чувствовать единение с инструментом, не робеть, выступая при переполненном зале.
— В родне музыканты были?
— Папа отучился в музыкальной школе по классу скрипки, но с музыкой свою жизнь не связал, работает инженером.
— Кто, по-вашему, самый гениальный пианист современности?
— Однозначно сложно сказать, но могу назвать несколько, стиль исполнения которых мне кажется удивительно-неподражаемым: Николай Луганский, Рафаэль Блехач, Евгений Кисин, Марта Аргерих .
— Опишите портрет идеального пианиста в нескольких словах.
— Знающий и умеющий, чувствующий и понимающий, дающий нечто больше, чем просто музыку.
— Назовите произведения, которые вы исполняете с большим удовольствием.
— У меня есть любимые композиторы, стиль которых (романтизм) мне ближе всего — Шопен, Рахманинов, Скрябин, Лист.
— Каким способом, кроме прекрасной игры на рояле, можно установить контакт с аудиторией?
— Сложный вопрос. Несомненно, надо любить публику, перед которой выступаешь, и просто хотеть донести до нее то, что накопилось в тебе за время изучения произведения.
— Замечаете тех, кто сидит в зале?
— Как только выхожу на сцену, то включаю режим полной погруженности в музыку, здесь уже никакой отвлеченности, максимум концентрации и полная сосредоточенность.
— Сколько часов в день вы сидите непосредственно перед инструментом?
— В среднем по 4–5 часов. Иногда больше.
— Как вам кажется, гений и быт – «две вещи несовместные»?
— Это вещи абсолютно не совместные, когда речь идет о виртуозах уровня Скрябина, у которого с утра до вечера в голове была одна лишь музыка.
— Ну а вы умеете что-нибудь приготовить, смастерить?
— Не буду кривить душой, пока родители весь груз забот по дому взяли на себя. Я полностью отдаю себя учебе в колледже, готовлюсь к поступлению в высшее учебное заведение.
— Есть ли музыкальное произведение, которым вы без слов смогли бы объясниться в высоких чувствах будущей избраннице?
— Есть такое произведение! Четвертая баллада Шопена.