Зачастую мы слышим от водителей о том, что они или их знакомые садились за руль после бутылки пива и ничего страшного ни с кем не случалось. Возможно, кому-то действительно пару раз повезло. Хотя слово «повезло» здесь не совсем уместно. Вероятно, судьба дала шанс обдумать свое поведение и исправиться?..
Однако не все понимают и принимают знаки свыше. Чувство безнаказанности — страшная вещь. Управление в нетрезвом виде, как правило, приводит к трагедии. Много людей в таких ДТП погибают, многие остаются инвалидами или куда хуже — убивают и калечат ни в чем не повинных, тех, кто просто оказался не в то время и не в том месте.
На мероприятии «За безопасное вождение», проведенном ОАО «Пивзавод Оливария» и УГАИ города Минска, профессиональным водителям и журналистам предложили сесть за руль в так называемых лжепьяных очках. Надев их, человек видит, что все предметы расплываются, и верно рассчитать расстояние до объекта становится практически невозможно.
«Как производитель напитков, содержащих алкоголь, наша компания не вправе оставаться в стороне от того, как ведут себя наши потребители на дорогах. Мы за ответственное вождение! Это не просто слова. Это принципиальная позиция компании», — заявил генеральный директор «Оливарии» Денис Шерстенников. Опробовать на себе эффект специальных очков решились известный автогонщик Анатолий Шевченко, мотогонщик Виталий Пасевич и неоднократный чемпион по слалому Дмитрий Баркан.
Разрешили ощутить себя «пьяным водителем» и журналистам, правда, под наблюдением опытного инструктора. Мероприятие, естественно, проходило на закрытой, специально оборудованной площадке.
Результат эксперимента заставил задуматься даже мастеров с десятилетним стажем, не говоря о водителях, которые только сели за руль, потому что в итоге со стандартными «змейкой» и «узким двориком» справились единицы. Некоторые участники сказали, что проще было закрыть глаза и двигаться по памяти.
«Я не мог найти ручку передач, настолько нарушается баланс, — так описал действие «лжепьяных очков» автогонщик Анатолий Шевченко, — хотя обычно рука попадает на нее автоматически, по памяти. Даже с учетом огромного водительского опыта ты становишься как маленький ребенок, который учится ходить».
Очень осторожничал в очках-симуляторах стантрайдер Виталий Пасевич. Человек, который в обычном состоянии запросто ставит мотоцикл на заднее колесо, «опьяненный» специальными очками, неуверенно двигался между фишек, так и не решившись ни на один трюк. «Это опасно для жизни и здоровья, — объяснил он позже, сняв очки. — Я не смог выполнить даже правильное торможение, происходит полная дезориентация в пространстве. Дистанция очень сильно искажается, невозможно ни подъехать, ни отъехать. Приходилось сильно концентрироваться, чтобы просто не упасть».
Эта акция показала, что многолетний стаж в пьяном вождении никакой роли не играет. Даже при условии, что за рулем находится самый опытный водитель. «Для водителя не бывает допустимой либо недопустимой дозы алкоголя в крови, — убежден инспектор УГАИ ГУВД Минска Артем Цыбулько. — Если уже выпил, забудь про транспортное средство минимум на сутки».
Альвина КАССЕМ