№33 от 08 августа 2014 года
Досудебное соглашение: против групповой преступности
Досудебное соглашение о сотрудничестве призвано повысить раскрываемость преступлений, а не стать средством сократить срок криминальным элементам. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 августа на совещании по проекту закона, предусматривающего комплексную корректировку уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Как отметил глава государства, досудебное соглашение о сотрудничестве вызвало много дискуссий. В частности, по его условиям, преступнику, чтобы сократить срок своего наказания, нужно будет сообщить о чужих преступлениях. Однако, как отметил Президент, сразу возникает вопрос: а не завалят ли преступники следственные органы «сказками» о мнимых подельниках? «Не будут ли оговаривать кого угодно для спасения своей шкуры? Не станет ли такое соглашение для особо опасных криминальных элементов способом избежать строгой заслуженной ответственности? — поинтересовался Александр Лукашенко. — И давайте откровенно: уверены ли мы в своих правоохранителях, в том, что они будут применять такое соглашение сугубо в законных целях? А не для собственной наживы, получая откаты при заключении соглашений о сотрудничестве за вполне легальное облегчение участи преступников».
Вместе с тем Александр Лукашенко заострил внимание на нескольких принципиальных моментах. Президент в частности заметил, что заключение досудебных соглашений о сотрудничестве не должно чрезмерно ограничить возможности судов и фактически опустить часть судебного расследования на уровень прокурора. С другой стороны, преступник, заслуживающий самого жесткого наказания за совершенное им тяжкое или особо тяжкое преступление, не должен получить возможность с помощью такого соглашения уйти от ответственности. «Пусть он даже про десяток других преступлений расскажет, но если он, к примеру, изнасиловал и зарезал девушку, такому прощения быть не должно. Он должен отвечать. И чтобы понять меня, вы попробуйте себя поставить в положение тех родителей (жертвы преступления)», — подчеркнул глава государства.
На совещании также рассматривались меры ответственности, не связанные с изоляцией от общества, — штрафы, уголовно-правовая компенсация. «Мы их активно продвигаем в данном проекте. Но есть ли гарантия, что эти меры будут применяться именно к тем, кто достоин снисхождения, кого и вправду лучше наказать рублем, а не отсидкой?» — задал вопрос Президент. Он также поинтересовался, сможет ли материальное воздействие вместо реального срока обеспечить исправление этих лиц и нужно ли вводить такие поблажки по всем составам преступлений, которые корректируются проектом в соответствующей части.
Комментарий
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по законодательству Людмила Михалькова:
— Введение в Беларуси досудебного соглашения о сотрудничестве будет содействовать раскрытию тяжких групповых преступлений. Для нашей страны сейчас не характерны такие преступления, какие имели место в 1990-е годы. Однако если вывести эту корректировку на уровень закона, она позитивно отразится на раскрытии тяжких групповых преступлений.
В частности, считает парламентарий, норма досудебного соглашения о сотрудничестве преступнику даст дополнительные возможности в борьбе с правонарушениями в таких сферах, как коррупция или наркотрафик, где важно выявить все звенья преступной цепи.
«Поправки по досудебному соглашению о сотрудничестве должны быть не для массового применения», — считает парламентарий. В качестве позитивного действия досудебного соглашения о сотрудничестве Людмила Михалькова привела опыт России, где этот механизм действует на протяжении 5 лет. При этом около 20% ходатайств обвиняемых о применении к ним такой меры отклоняется прокурором, когда на то есть основания (следствию уже известна вся преступная группировка и никакой новой информации обвиняемый предоставить не может или же преступления, о которых он рассказывает, не представляют общественной опасности). Кроме того, институт досудебного соглашения широко действует в Европе и Америке.
Кстати
Примером материального воздействия может служить ситуация с бывшим председателем «Белнефтехима» Игорем Жилиным, который компенсировал нанесенный государству ущерб. Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с руководителями правоохранительных структур: «Если человек компенсировал эти затраты, не самый же страшный коррупционер. Он нанес большой ущерб государству — это плохо. Компенсировал — не надо его хватать и тащить за решетку». «Это не значит, что мы их должны прощать. Ни в коем случае. Ему никто не давал права за счет подчиненного себе предприятия квартиру содержать, иметь квартиру в Минске, жену обслуживать за счет государства. Это непозволительно, это ущерб. Но он был обсчитан, умножен на три. Заплатил — до свидания», — сказал Александр Лукашенко.