Двое российских и один белорусский учитель стали победителями конкурса на лучший урок истории среди молодых учителей на тему «Первая мировая война на карте Союзного государства».
Конкурс, посвященный столетию начала Первой мировой войны, организован Постоянным Комитетом Союзного государства и ИД «Комсомольская правда». Его цель — нахождение новых методов проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.
Первое место заняла презентация молодой российской учительницы из Калуги Анны Абашевой на тему «Роль личности в военных событиях». «Учитель должен быть всегда на эмоциональном подъеме, чем больше он сам доволен своей работой, тем больше стремится передать знания своим ученикам», — отметила Абашева.
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота
вручает диплом II степени Юлии Филоненко.
Второе место отдано белорусской учительнице истории Юлии Филоненко из Гомеля с работой «Город на линии фронта: история Гомеля в большой войне». Филоненко считает, что вызвать интерес к истории у учеников можно при помощи презентаций и проведения экскурсий. Крымский историк Анастасия Скобельская получила третье место за работу «Первая мировая война: истории героев забытой войны».
Как отметил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, вручивший призы и почетные грамоты победителям, лучшие учителя стараются пригласить учеников к диалогу, дать возможность самим оценить ситуацию. «В этих работах подробно рассматривается не только фактологическая сторона вопроса, но и много внимания уделяется личностям участников войны», — отметил он.
В церемонии награждения приняли участие финалисты конкурса, а также представители Министерства образования Беларуси, профессорско-преподавательского состава исторических факультетов МГУ и БГУ.
В рамках мероприятия прошел круглый стол на тему «Вуз и школа в Союзном государстве: актуальные аспекты преподавания истории» с участием номинантов конкурса, представителей истфаков МГУ И БГУ, а также Постоянного Комитета Союзного государства. В частности, учитель истории и обществознания из Ростова-на-Дону Юрий Марахонько рассказал, как при помощи элементов театрализации на уроках пробудить интерес учеников к истории, а конкурсант из Москвы Александр Гулин обсудил с присутствующими свою разработку приложения по истории для iPad.
Корреспондент газеты «7 дней» встретилась с молодым учителем истории из Гомеля Юлией Филоненко, которая заняла второе место в конкурсе на лучший урок «Первая мировая война на карте Союзного государства», и расспросила ее о впечатлениях.
Девушка признается, что о профессии учителя мечтала еще с детства. А любимым школьным предметом для нее была история.
— К ней я всегда испытывала определенный интерес. Плюс большую роль сыграл мой классный руководитель, который был учителем истории, — рассказывает Юлия Филоненко.
Она преподает в старших классах в гимназии №46 имени Блеза Паскаля, куда попала по распределению после учебы в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины. Работает всего год, но уже успела ярко заявить о себе на конкурсе в Москве.
— Однажды мне позвонили из Гомельского областного института развития образования, — рассказывает наша героиня. — Предложили поучаствовать в конкурсе. Надо было подготовить необычную презентацию урока, посвященного Первой мировой войне, причем в довольно сжатые сроки — в течение трех дней. Мне было интересно попробовать свои силы, хотя история новейшего времени нравится больше. В общем, с удовольствием согласилась.
Гомельский вокзал во время оккупации.
Остановилась на теме «Город на линии фронта: история Гомеля в большой войне».
Конкурс проводился в два этапа: первый — с 19 июня по 14 июля, второй — с 15 по 25 июля. К участию в нем были допущены учителя из России и Беларуси, чей возраст не превышал 30 лет. Жюри познакомилось с 45 презентациями мультимедийных школьных уроков на одну из заданных тем. В финал прошли 20 лучших работ.
— Тема Первой мировой войны изучается в девятом классе. Боевые действия в каком-то отдельно взятом регионе не рассматриваются. По школьной программе изучаются только наиболее известные сражения, — объясняет Юлия Филоненко. — Поэтому я и выбрала военную историю Гомеля. Пришлось собрать немало печатных материалов. Большое внимание уделила групповой работе учащихся. Учитель выступал в качестве координирующего звена. Мне хотелось, чтобы ученики самостоятельно делали выводы, а не просто прочитали их в книге.
Работу Юлии высоко оценили – она получила диплом II степени. Награждение проходило в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
— В Москве я была первый раз, поэтому сама поездка стала для меня подарком, — признается собеседница. — Вместе с коллегами из Калуги, Твери, Крыма, Ростова-на-Дону, Витебска, Минска, Гомеля гуляли на Красной площади, заглянули в Исторический музей, пообщались по поводу особенностей преподавания в каждом регионе, поделились идеями и опытом, обсудили финансовые вопросы. Не было никакой борьбы, соперничества. Мы все успели сдружиться.
Теперь в планах у молодого педагога воплотить проект в реальность — провести урок со своими учащимися.