Известный российский кинодокументалист, заместитель генерального директора канала «РЕН ТВ» Игорь Прокопенко не нуждается в особом представлении. У него уже давно есть свои зрители, в том числе и в нашей стране (его программы ретранслирует один из белорусских каналов), которые ждут именно его передач. И их ожидания вознаграждены интересными сюжетами, захватывающими журналистскими расследованиями. Сегодня Игорь Прокопенко — наш гость.
Наше досье
ПРОКОПЕНКО Игорь Станиславович
Родился в 1965 году в городе Павловске Воронежской области (Россия).
В 1989—1994 годах работал военным обозревателем газет «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Российская газета». С 1994 года работал в информационных программах телеканалов «ОРТ», «НТВ», «РТР». В 1998 году стал ведущим авторской еженедельной программы «Военная тайна» на канале «РЕН ТВ». В 2000—2004 годах — руководитель отдела документальных проектов, с 2004 года — заместитель генерального директора телеканала «РЕН ТВ» по общественно-политическому и документальному вещанию.
Автор более 600 документальных фильмов, серии книг научно-познавательной тематики.
Является 6-кратным обладателем российской Национальной телевизионной премии «ТЭФИ»
— Как вы, кадровый военный, пришли в журналистику?
— После окончания Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи распределился в 148-й центр боевого применения и переучивания авиации противовоздушной обороны. Это было очень глухое место с режимом секретности, потому что там испытывали Су-27 и МиГ-31.
Мне очень нравилось служить. Но я военную биографию не рассматривал как помеху тому делу, которым всегда хотел заниматься, а именно — писать. Мне все равно было, что писать, ведь у меня не было задачи быть по профессии писателем. Как говорил Чехов, «можешь не писать — не пиши». Я же не мог не писать.
Где-то на третьем году службы решил написать научную работу по философии и, когда были ночные дежурства и не было полетов, этим занимался. Ее тема, наверное, сейчас звучит не очень актуально: «Критика французской школы экзистенциализма».
В какой-то момент меня отправили в Москву в командировку, и я попутно стал искать научного руководителя, чтобы довести свою работу до конца. В Москве зашел в «Красную звезду». Там мне и посоветовали написать об авиации. Я написал очерк. Потом, когда мне прислали за него 45 рублей, искренне удивился. Не думал, что за удовольствие писать еще и платят! Затем прислали еще одно задание, второе, третье… И вот так я оказался в журналистике, а там дальше пошло-поехало и… постепенно доехало до телевидения.
— В определенной части общества к вашим программам существует неоднозначное отношение. В частности, многих удивляет сенсационность сюжетов, которые порой опережают науку. В чем автор видит миссию своих передач — в голой сенсации или просвещении?
— Я и мои коллеги занимаемся проектами самой разной направленности. Это, в первую очередь, — общественно-политическая программа «Военная тайна» и передача «Территория заблуждений», которая является познавательной, а также несколько авторских проектов, среди них — «Космические истории» и «Битва цивилизаций».
Все эти программы для внимательного зрителя, и я всегда об этом напоминаю. Почему? Я и авторы наших программ никогда не утверждаем, что тот или иной факт категоричен, мы говорим о том, что, согласно версии такого-то исследователя, он имеет еще и другой, несколько отличительный от общепринятой точки зрения, аспект. Мы представляем разные взгляды на рассматриваемую проблему, даем возможность телезрителю ознакомиться со всем спектром относящихся к ней гипотез и версий.
Что же касается так называемой сенсационности того, о чем мы рассказываем, и неоднозначной реакции на наши передачи, отмечу следующее: в своих программах мы делаем ставку исключительно на познавательность, так как считаем первостепенной задачей отвечать на вопросы, которые интересуют зрителя. Ведь, как выясняется, классическая наука, по крайней мере, тот багаж специальных знаний, которым владеет обычный человек, дает ответы далеко не на все вопросы. Вокруг нас существует огромное количество удивительных, парадоксальных и не всегда с научной точки зрения объяснимых фактов. Вот лишь один из них, известный по школьному учебнику: вселенная возникла в результате Большого взрыва. Сразу возникает два вопроса: что было до этого взрыва и кто его устроил? И вот эти два вопроса, на которые официальная, классическая, наука ответов не дает, позволяют порассуждать и представить зрителю довольно интересные факты.
— В ваших программах также часто проскакивает и тема мирового закулисья, рассказывается о тех, кто тайно управляет миром. А лично вы верите в теорию мирового заговора?
— В теорию мирового заговора я не верю. И всегда привожу в этом отношении такой пример: если вы вышли на улицу и попали под дождь, то в этом виноват не дождь, а вы сами, потому что вы не взяли зонтик. Так и здесь: если у нас в стране существуют какие-то проблемы, это не значит, что в этом виноват американский империализм или еще кто-то. Это значит, что мы в своей стране что-то делаем не так.
— Игорь Станиславович, значительная часть вашей карьеры связана с военной журналистикой, с работой в горячих точках. Может ли быть военная журналистика объективной?
— Вообще-то журналистика в принципе должна быть объективной, в этом ее главная задача. Другое дело, мы не должны забывать, что официальная власть любого государства, будь то Россия, Беларусь, США, всегда стремилась управлять общественным мнением посредством журналистики. А то, насколько журналистика управляема, зависит уже от государственного устройства той или иной страны. Много зависит и от самих журналистов, от их порядочности и личной позиции. Наверное, журналисту можно запретить что-то говорить, но заставить говорить неправду порядочного журналиста никак нельзя.
— Основные положения кодекса журналистской этики от Игоря Прокопенко?
— Порядочность и чувство здравого смысла. И понимание того, что телевизор, не спрашивая нас, входит в каждый дом. И прежде, чем делать какие-то репортажи или материалы, нужно всегда помнить, что перед телевизором могут быть дети, пожилые люди, женщины, люди с неустойчивой психикой, и нужно обязательно делать поправку на то, что ты говоришь с экрана.
— Ваш приезд в Беларусь связан с работой или отдыхом?
— С тем и с другим. Последний раз я был в Беларуси очень давно, в начале 1990-х. Я всегда поражался красоте вашей столицы и очень рад, что за прошедшее время Минск изменился лишь в лучшую сторону, радует чистота и благоустроенность улиц, открытость и доброжелательность минчан.
— А много ли нашли у нас тем для своих будущих передач?
— Побывал на «Линии Сталина» под Минском и, признаюсь, был поражен, как все это сделано, какая большая и скрупулезная, в том числе историческая, работа проведена. Это ведь не только музей, куда можно прийти на экскурсию, но и парк развлечений, место отдыха, познавательное место, которое, думаю, хранит немало и военных тайн.
Хочу выдать и вам военную тайну — я сам на какую-то часть белорус, мой прапрадед родился в 1860 году недалеко от Минска. В свое время строил КВЖД. Кстати, в этой грандиозной стройке принимало участие большое количество белорусов. В Харбине была огромная белорусская диаспора, и это та тема, которой мы будем заниматься в ближайшее время.
Сергей ГОЛОВКО