Федор Бондарчук: «Люблю семью, жизнь и людей»
На Московском международном кинофестивале прошла презентация нового фильма «Батальон смерти» о событиях, развивающихся в Сморгони во время Первой мировой войны. В прокат лента выйдет уже в этом году. С продюсером картины Федором Бондарчуком побеседовал наш корреспондент. — Федор, расскажите о фильме «Батальон смерти», который мы скоро увидим.
— Это картина о Первой мировой войне. Автор идеи и генеральный продюсер фильма — Игорь Угольников, режиссер-постановщик — Дмитрий Месхиев. «Батальон смерти» воссоздает историю военных формирований, состоящих исключительно из женщин, в период Первой мировой войны. Одним из инициаторов образования женских батальонов была Мария Бочкарева, речь о которой и идет в фильме. Съемки проходили в Санкт-Петербурге. Идея создания подобного фильма возникла при работе над альманахом о Первой мировой войне. В этом сборнике история о «Батальоне смерти» была лишь одной из новелл. Обратив внимание на интересную сюжетную линию, создатели фильма решили, что это хороший материал для кинопроекта. Главными консультантами съемочной группы стали специалисты из Российского военно-исторического общества, которые одобрили сценарий и помогали советами во время работы над фильмом. Исторический материал дал создателям картины столько фактов, что придумывать уже ничего не надо было. В фильме достоверно все: от фамилий участников событий до деталей одежды, оружия. Я надеюсь, что картина, в которой есть и настоящие чувства, и экшн, будет интересна широкому зрителю. Официальная премьера фильма запланирована на 2014 год на мероприятиях, посвященных 100-летию Первой мировой войны.
— На Московском международном кинофестивале приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу получила Валерия Гай Германика за фильм «Да и да». Вы же являетесь продюсером этой картины. Что можете сказать об этой работе?
— Фильм был готов примерно год назад. Рассматривались различные варианты его выпуска, но по просьбе организаторов Московского международного кинофестиваля премьеру отложили специально для показа в конкурсе мероприятия. Правда, в связи с новым законом о запрете нецензурной лексики в кино, мы не знаем, насколько легко будет получить прокатное удостоверение, но переговоры будут вестись. Что касается непосредственно работы над фильмом, то сотрудничать с Валерией Гай Германикой всей съемочной группе было очень приятно.
— У вас есть любимые фильмы?
— Из поздних — «Последнее танго в Париже», «Зеркало». Из последних — «Апокалипсис», «Гравитация», «Ной».
— Фильм «Обитаемый остров», режиссером которого вы стали, требует определенного философского осмысления. А у вас есть любимые философы?
— Я одно время был под большим влиянием Ницше. А еще цитировал и подбрасывал жене бумажки с высказываниями Иоанна Златоуста.
— Как вы относитесь к своей популярности?
— Во мне сидит слава отца. Я считаю, что Господь как дал талант, так и может его забрать. Много есть примеров, когда режиссеры «выдыхались», а актеры переставали сниматься или их переставали снимать.
— У вас много совпадений с биографией отца. Как вы к этому относитесь?
— Действительно, я, как и отец, сделал первый фильм в 38 лет. Но совпадения далеко не только в этом. Отец рано ушел из жизни, и то, что он рано выкинул меня в самостоятельное существование, для меня стало его планом жизни. Я уверен, что отец на небесах помогает мне и следит за тем, что я делаю.
И еще я уверен, что V съезд Союза кинематографистов отнял у отца, если не годы, то месяцы жизни.
— Какие у вас были отношения с отцом?
— В нашей семье был культ отца. Мы с сестрой старались не мешать ему, а когда входили к нему в кабинет, обязательно стучались. Я нежности отца вообще не помню. Были короткие мгновения, когда он впускал меня к себе, они были бесценны. Общаясь, отец забирал меня в свой взрослый мир. Помню, я сидел у него на коленях с большой книгой репродукций Босха и листал ее... Отец вырезал мне в картонке дырочку и сказал: представь себе, что это экран. Посмотри внимательно в него и расскажи мне, что ты видишь. Все эти фантазии потом пригодились мне в работе. Я благодарен отцу за то, что он, несмотря на его авторитет для меня, не давил.
— Правда, что вы были трудным подростком, плохо учились в школе?
— В детстве и юности друзья меня звали Бондарь, позже ФСБ. Я действительно был трудным. У нас была своя компания: Володя Пресняков, Стас Намин, Сережа Мазаев, Степа Михалков, Наташа Ветлицкая и Филипп Янковский. В нашей юности появлялись первые клубы, где мы проводили время. Там часто дрались, могли напиться. А еще мы проявляли свою гражданскую позицию. Например, когда была война в Карабахе, мы устроили акцию протеста. Подогнали машину к «Интуристу», на которой большими буквами было написано: «Свободу Карабаху!». Естественно, нас забрала милиция, и мы весь день, несмотря на громкие фамилии, провели в отделении.
Мы стали собираться в подземном переходе на станции метро «Пушкинская», где меня также забирали в милицию. Это уличная вольница была всплеском эмоций, протестом, способом привлечения внимания отца.
— Вы способны простить измену?
— Нет! Я сам не изменяю и измену не смогу никогда простить. Хотя слухов о служебных романах на съемочных площадках ходит немало, но все они беспочвенны. Ни одна актриса не смогла поколебать моих чувств к жене Светлане.
—
Со Светланой вы счастливы в браке 28 лет. Можете дать совет, как сохранить такие отношения?
— Я не могу давать советы. Наверное, дело в том, что я был влюблен всего два раза. Первый — еще в школе, второй раз — в жену Светлану. Все эти годы нас удерживают любовь и дети, которые дались нам очень сложно. Ведь все их детство мы провели по больницам. Светлана — мой человек, она меня поддерживает и в хорошую минуту, и в трудную. У нас после 28 лет совместной жизни продолжается SMS-роман. Мы очень бережем отношения, работаем над тем, чтобы сохранить семью. Когда я не вижу ее больше месяца, для меня это трагедия.
— Какие черты своего характера вы считаете лучшими, а какие хотели бы изжить?
— Я трудоголик и слишком добрый — это и достоинство, и недостаток. Что касается плохих привычек, то хотел бы бросить курить.
— Только ленивый не обсуждает вас. А как вы реагируете на критику?
— На конструктивную критику нормально. Если человек аргументирует или объясняет свою позицию, это его право. Но если критика бессмысленная, необъективная, не обращаю внимания.
— Вы можете охарактеризовать себя в трех словах?
— Я люблю свою семью, люблю жизнь, люблю людей.
— Кто вы больше -— актер или режиссер?
— Мне больше нравится снимать, чем играть.
— Что помогает выйти из депрессии?
— Храм.
— Вы азартный человек?
— Многие так считают, но я должен разочаровать — я совершенно неазартный человек. Никогда не играл в казино, никогда не спорил на деньги.