Песни «Милая моя», «Ты у меня одна», «Перевал», «Белый пароходик» уже давно ушли в народ, и многие даже не знают, что их автор – известный бард Юрий Визбор. 20 июня одному из основоположников жанра авторской песни, актеру, драматургу, журналисту Юрию Иосифовичу Визбору исполнилось бы 80 лет. Он ушел, когда ему не было и 50-ти, оставив нам в наследство около 320 песен, еще более полусотни его стихов положили на музыку другие композиторы.
Поколение шестидесятников, к которому принадлежали Юрий Визбор и его первая жена и соавтор Ада Якушева, положило начало великому движению романтиков с гитарой. Именно они стояли у истоков создания песенной антологии души, которую, вопреки прогнозам, с успехом продолжают их современные последователи.
Накануне юбилейной даты корреспондент БЕЛТА побеседовала с дочерью Юрия Визбора и Ады Якушевой журналистом, теле- и радиоведущей, автором Татьяной Юрьевной Визбор.
— На песнях Юрия Визбора и Ады Якушевой выросло не одно поколение. Можно сказать, это классика авторской песни. Сохраняется ли интерес к их творчеству сейчас?
— Знаете, любовь и дружбу никто не отменял. И даже в наш прагматичный век по-прежнему самый простой способ понравиться девушке это спеть ей, например, «Мне твердят, что скоро ты любовь найдешь» (Ю. Визбор). Мы часто выступаем в школах, и я вижу реакцию — старшеклассники слушают, буквально открыв рот!
И потом, гитара — уникальный инструмент: она всегда рядом, с ее помощью всегда проще самовыражаться. Поэтому, мне кажется, интерес к этому жанру будет всегда.
— Какая она – современная авторская песня? Есть ли имена, сравнимые с Визбором, Галичем, Окуджавой?
— Она отличается ровно тем, чем жизнь в 1960-е отличалась от нашей сегодняшней жизни. Авторскую песню несколько раз пытались похоронить. Но она благополучно живет. Появился некий другой ритм, некая замысловатость в стихах. Но все равно появляются свои Новеллы Матвеевы и Ады Якушевы – то есть люди, которые пишут доступным и понятным, очень поэтичным, прекрасно рифмованным стихом.
Тут разница в другом. Как вы думаете, сейчас многие знают, кто в космос летает? Уверена, что нет. А первую десятку космонавтов назовет каждый. Потому что они были первыми. Причем сейчас космонавты могут выполнять гораздо более сложные задачи, и тоже совершают подвиги, но нельзя сказать, что они лучше или хуже. Так и с авторской песней: шестидесятники были первыми. Но и сейчас в авторской песне очень много талантливых людей. Жанр разросся до такой степени, что в каждом городе, буквально в каждом клубе есть свой Юрий Визбор – в этом нет никаких сомнений.
— Вы часто выступаете вместе со своими детьми Варварой и Юрием. Молодежь по-своему чувствует и музыку, и поэзию. Тем более Варвара – джазовая певица… Приходится спорить?
— Зачем спорить? Они этим песням дают вторую жизнь. Возьмите проект Алексея Иващенко «Второе дыхание», в котором известные всей стране авторские песни, по замыслу его создателя, должны зазвучать по-новому. Он сначала делал его один и, скажем прямо, не совсем удачно. А подключил молодежь, причем не просто молодых музыкантов, а уже успевших вырасти детей бардов — Лешу Хомчика (сын Галины Хомчик), Юру Лобикова (Визбор младший) и свою дочь Машу, и получилось здорово!
Песни не только зазвучали молодыми голосами, но и получили совершенно новое и неожиданное воплощение. Например, очень лирическая песня «Земляника» Вадима Егорова в их исполнении стала панк-роком. Это бесконечно забавно, молодежно, ты чувствуешь этот драйв. И делают они это великолепно! Это действительно то второе дыхание, о котором мечтали все, и Алексею Иващенко это удалось.
Ну а что касается моих детей, то, помимо всего прочего, они успешно занимаются профессиональной деятельностью в других областях. Юра — актер (окончил школу-студию МХАТ), поэт, композитор, режиссер. Варвара — профессиональная актриса и певица, выступает в сольном джаз-проекте с трио Сергея Хутаса. И то, что они делают, на 99% мне нравится. Некоторые вещи я могу просто не понимать – это и есть тот 1%.
— Молодежи на концерты много приходит? Или в основном старшее и среднее поколение?
— Многое зависит от того, какой концерт и где. Да, в консервативных залах, возможно, более взвешенная публика. Мы много проводим благотворительных концертов, куда, конечно, приходят и наши ветераны. Но существуют и молодежные площадки, и фестивали. На том же Грушинском фестивале молодежи всегда очень много.
— Авторской песне можно научиться или ею можно только заболеть?
— Часто получается, что сначала начинаешь песни слушать, заражаешься ими, а потом – и петь. Для кого-то откровением стал Окуджава, для кого-то Высоцкий, Галич или Визбор. Мне Вадим Егоров рассказывал, что для него толчком к собственному творчеству стала песня «Синие сугробы» («Слушай, на время время позабудь…») в исполнении моей мамы Ады Якушевой, которую он услышал по радио в 10 лет.
Забавно, но спустя много лет он мне «отомстил»: первой песней, которую я разучила на семиструнной гитаре в 10 лет, была песня Вадима Егорова «Я вас люблю, мои дожди». То есть со мной произошло практически то же самое: я просто потеряла голову от этой потрясающе красивой песни.
— В Беларуси часто бываете?
— В Минске выступали в прошлом году. Я очень люблю Минск и вообще Беларусь. У меня и корни белорусские – мой дедушка Адам Андреевич Якушев родился под Минском. Он был комиссаром партизанского отряда «За Родину» и погиб в 1942 году. Бабушке об этом рассказал его товарищ, который спустя год после окончания войны добрался до Москвы. Но официально дедушка до сих пор числится пропавшим без вести, и точное место его захоронения неизвестно.
К тому же у меня там много друзей – Ольга Залесская, Елена Казанцева, Вайханские Галина и Борис… Я могу долго перечислять. Так что я всегда с удовольствием приезжаю в Беларусь.
— Этот год вдвойне юбилейный – 80 лет со дня рождения Юрия Визбора и Ады Якушевой. Знаю, что вы скоро приедете в нашу страну с юбилейной программой. Расскажите о ней. И какими еще событиями отмечен этот год?
— Да, мы приедем в августе на фестиваль «Большая бард-рыбалка» с программой «Эпоха Визбора» (песни Юрия Визбора и Ады Якушевой). Коллектив у нас уже сложившийся – Дима Богданов, Лидия Чебоксарова и я. Программа построена достаточно традиционно. Пою я, как говорят в журналистике, репортажно, поэтому в основном поют они, а я больше рассказываю. Этим и отличается каждая программа – как сложится разговор со зрителями, что их будет интересовать. Я очень люблю, когда зал обращается с вопросами, и готова говорить обо всем – об отце, о творчестве, о семье, о чем угодно.
А в целом юбилейный год отмечен разными приятными событиями. Например, в Москве, в Сретенском дворе, где каждый год собираются барды, молодежные коллективы и с утра до вечера поют визборовские песни, вот-вот появится памятная доска Юрию Визбору. Мы этим занимались не один год, и я рада, что это, наконец, случилось.
Люди там и так собирались, но теперь это будет, если можно так сказать, официально. А известный российский исследователь Артур Николаевич Чилингаров продвигает инициативу назвать именем Юрия Визбора одно из судов в Мурманском морском пароходстве.
Ну и много концертов, фестивалей, встреч, конечно.
— Если бы вас попросили выбрать всего три песни, которые вам наиболее дороги…
— Очень многие папины и мамины песни попадают в десятку. Но как таковых любимых – раз и навсегда – у меня нет. Я даже «Милую мою», которую знают абсолютно все, не назову. Есть песни, которые мне становятся близки сегодня, на сегодняшнем жизненном этапе. А таких этапов, к счастью, достаточно. Просто в тот или иной момент я прихожу к той или иной песне, которая до этого меня не цепляла. И вдруг оказывается, что она о том, что сейчас со мной происходит, и даже выход какой-то подсказывает. Вот так бывает.
Лана КРИСТОВА